Ни ЮКОС, ни "Сибнефть" за прошедшие выходные не стали давать официальных разъяснений причины приостановки их слияния. "Сибнефть" лишь уведомила информагентства о том, что решение принято "исключительно по деловым соображениям", а "политическая ситуация не оказала никакого влияния". О том же говорил в субботу и Михаил Касьянов, призвавший инвесторов искать объяснение решению о прекращении слияния - в интересах крупнейших акционеров нефтяных компаний.
Как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источники, близкие к событиям вокруг собрания акционеров ЮКОСа в пятницу, в "Сибнефти" считают, что расторжение сделки санкционировано не формальными американскими управляющими Menatep Group, а реальным владельцем компании Михаилом Ходорковским. Вполне вероятно, что "отступные" в размере 1 млрд долларов, предусмотренные в контракте по сделке, "Сибнефти" платить не придется даже в случае формального "развода".
Бывший совладелец "Сибнефти" Борис Березовский в воскресенье дал интервью Reuters, в котором фактически подтвердил версию анонимных представителей Millhouse Capital о неудачной попытке "захода" губернатора Чукотки и крупнейшего акционера "Сибнефти" Романа Абрамовича в ЮКОС-Сибнефть. По словам Березовского, акционерам ЮКОСа "сделано предложение, от которого невозможно отказаться". "Как только Михаила Ходорковского посадили, Абрамович и Евгений Швидлер поставили вопрос об управлении компанией (ЮКОС-Сибнефтью). Основная причина (приостановки сделки) в том, что руководство ЮКОСа оказалось не готовым передать управление", - заявил предприниматель. Он усматривает в этой ситуации повторение истории с его вытеснением из "Сибнефти". Березовский назвал сумму, за которую ему пришлось продать его долю "Сибнефти" в 2000 году, - 1,3 млрд долларов США, и эту сумму он считает заниженной.
Между тем ситуация, при которой "Сибнефть" и ЮКОС остаются в одном шаге от полного слияния, может сохраняться в неизменном виде лишь до 30 декабря. Тогда собрание акционеров НК "Сибнефть" (по реестру, 92% ее акций владеет ЮКОС) или изберет новый совет директоров, подконтрольный ЮКОСу, или сохранит власть у старых акционеров "Сибнефти". Оставить ситуацию "замороженной" на 2004 год невозможно. Крупнейшие нефтяные компании, советы директоров которых длительное время не контролируются акционерами, - нонсенс для инвесторов и кредиторов ЮКОСа и "Сибнефти".
Очевидно, формат сделки по слиянию "Сибнефти" и ЮКОСа после ареста Платона Лебедева и Михаила Ходорковского перестал устраивать акционеров "Сибнефти". Учитывая политические риски ЮКОСа, "Сибнефть", к которой власти лояльны, могла претендовать на больший, чем 26%, пакет акций в ЮКОС-Сибнефти. Вероятно, что уже на этой неделе "Сибнефть" выступит с инициативой пересмотра будущих долей в ЮКОС-Сибнефти. Такое увеличение наверняка лишит Menatep Group контрольного пакета акций в объединенной компании, пишет "Коммерсантъ".
По данным издания, формальный глава ЮКОСа Семен Кукес, Евгений Швидлер и другие представители ЮКОСа и "Сибнефти" в субботу и воскресенье продолжали переговоры о том, что делать дальше. Если ситуация будет развиваться в экономической плоскости, на этой неделе может появиться информация о новых условиях создания ЮКОС-Сибнефти. Если стороны договорятся лишь о "разводе", то нельзя исключать ни "временной национализации" ЮКОСа, ни "акционерного переворота" в компании, ни конфискации и продажи части "олигархических" активов ЮКОСа в уплату ущерба, якобы нанесенного ЮКОСом государству.
До сих пор неизвестно, какую именно роль играли Роман Абрамович в конфликте ЮКОСа с силовыми структурами, приведшими к аресту Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Если предположить, что акционеры "Сибнефти" исходно играли в той же команде, что и Генпрокуратура, и создание ЮКОС-Сибнефти было лишь первым этапом плана Романа Абрамовича, то в случае "развода" получение ими части активов ЮКОСа - вопрос времени и политических договоренностей с властью. Однако заплатит ли "Сибнефть" за эти активы государству, акционерам ЮКОСа или они перейдут под контроль госструктур, лояльных губернатору Чукотки, в этом случае будет зависеть от решения владельцев Menatep Group.
В любом случае попытка создания новой нефтяной компании на базе активов ЮКОСа будет продолжена, но уже не на условиях Михаила Ходорковского. Переговоры этой недели будут вестись вокруг главного вопроса: кто будет строить эту компанию - "Сибнефть", американские нефтяные гиганты, российское государство или кто-то еще, заключает "Коммерсантъ".
Абрамович хочет захватить ЮКОС и обсуждал этот вариант с президентом, утверждает "Новая газета"
Абрамович хочет захватить ЮКОС и обсуждал этот вариант с президентом, утверждает "Новая газета". По данным издания, после скандального собрания акционеров ЮКОСа, в ходе которого появилась информация о том, что слияние приостанавливается, в "Сибнефти" менеджерам ЮКОСа предложили поставить во главе компании Швидлера и Волошина.
Обозреватель газеты Юлия Латынина, не называя источников, пишет, что Александр Волошин на этой встрече предложил назначить себя председателем совета директоров, а Евгения Швидлера - председателем правления.
"Новая газета" отмечает "бескорыстие" менеджеров "Сибнефти": "ЮКОС под ударом, но самоотверженные соратники Абрамовича готовы поуправлять компанией. Почему-то они не боятся, что их будут допрашивать и сажать". По сведениям издания, незадолго до этого Абрамович встречался с президентом, "и президент, мол, не возражал". Об этом же сообщила британская The Sunday Times. "Информация о состоявшейся встрече Путина и Абрамовича усилит спекуляции о том, что Кремль тесно связан с судьбой этих двух компаний", - отмечает британская газета.
"Когда прокуратура арестовала акции 'ЮКОСа', она фактически сделала главным пакетом пакет Абрамовича... Техника поглощения компании путем ареста чужого пакета акций, после которого твой пакет превращается в главный, - это классика жанра", - пишет "Новая газета".
Впрочем, как утверждает Латынина, у ЮКОСа тоже есть туз в кармане. "Сделка по слиянию ЮКОСа и "Сибнефти" приостановлена, но только в том, что касается слияния менеджмента компаний. ЮКОС ведь уже выкупил 92% акций "Сибнефти" и заплатил за них деньги. И ничто не мешает ЮКОСу провести внеочередное собрание акционеров 'Сибнефти' и снести там весь менеджмент".
The Times
В России сделка не считается завершенной, пока деньги не перейдут из рук в руки. Но даже и при соблюдении этого условия сделка не считается завершенной, если по другую сторону стола переговоров находится российский олигарх...
Что же происходит на самом деле? Скорее всего, это не зловещие манипуляции Кремля, а что-то более простое. Господин Абрамович выводит деньги за границу. Он продал акции в алюминиевом заводе, автомобильном заводе и, как говорят, продает части пищевого конгломерата. Его самый большой пакет акций - 26% в объединенной компании ЮКОС-Сибнефть, который оценивается в 8 млрд долларов. На эти акции прошлым летом посматривали американские ChevronTexaco и ExxonMobil. Однако арест главы ЮКОСа Михаила Ходорковского напугал американцев. Они отстранились, и господин Абрамович остался с горой акций.
Семен Кукес, сменивший сидящего за решеткой главу ЮКОСа, осторожно относится к альянсам с американскими нефтяными компаниями. Новый босс ЮКОСа знает, что передача США контроля над крупнейшими корпоративными активами России не принесет ему любви Кремля. Но господин Абрамович предпочел раскачать лодку в стремлении к краткосрочной прибыли. Этот олигарх привык играть так, чтобы обеспечивать себе быструю победу, однако тактика шока может и не понравиться тем инвесторам, которых он пытается окрутить. Американским нефтяным компаниям спешить некуда, и они возьмут на заметку любовь господина Абрамовича к перемене целей. И он может на какое-то время остаться сам со своими сибирскими инвестициями.
Los Angeles Times
Решением, которое, похоже, ошеломило даже некоторых его главных менеджеров, российский нефтяной гигант "Сибнефть" приостановил почти завершенное слияние с конкурентом - компанией ЮКОС - и тем самым затормозил сделку по созданию четвертой по величине нефтяной компании в мире. Это решение вызвало подозрения относительно возможных закулисных движений Кремля: в последние месяцы он стремился взять под контроль растущую мощь будущего 35-миллиардного предприятия, которое по общему объему добычи нефти могло бы поспорить с Кувейтом... Финансовые последствия могут быть незначительными. Однако этого нельзя сказать о последствиях политических.
The Financial Times
Когда пять лет назад российские нефтяные гиганты "Сибнефть" и ЮКОС отменили запланированное слияние, в результате пострадало лишь самолюбие нескольких людей. Но их решение вновь остановить переговоры может повлечь за собой гораздо более серьезные последствия. Запланированное создание ЮКОС-Сибнефти сорвалось в 1998 году из-за разногласий относительно руководства, однако тогда компании смогли поправить нанесенный ущерб и превратиться в высокоприбыльные компании с высокой капитализацией. На этот раз финансовые и политические ставки гораздо выше, и, кроме того, существует возможность того, что ЮКОС может быть разделен на части.
The Sunday Telegraph
Роман Абрамович встречался с президентом Владимиром Путиным всего за несколько дней до принятия миллиардером неожиданного решения о приостановке запланированного слияния "Сибнефти" с ЮКОСом. На этой встрече, как полагают, Абрамович обсуждал вопрос смены руководящего звена объединенной компании с Путиным, который поддержал эту идею. Информация о состоявшейся встрече усилит спекуляции о том, что Кремль тесно связан с судьбой этих двух компаний.
К приостановке слияния ЮКОСа и "Сибнефти" причастен Кремль, считает Леонид Невзлин
К приостановке слияния ЮКОСа и "Сибнефти" причастен Кремль. Это дал понять акционер ЮКОСа Леонид Невзлин. В интервью "Коммерсанту" Невзлин пересказал свой разговор с президентом "Сибнефти" Евгением Швидлером. "Разговор был не по существу, а по вопросу, зачем нужно выпускать пресс-релиз (о приостановке процесса слияния) накануне собрания, а не после него. Ответ был невразумительный для меня - невнятный, скажем так. Он (Швидлер) сослался на мнение руководства Администрации президента, что это надо сделать срочно", - сказал Невзлин.
"Швидлер сказал: дело в том, что мы (то есть они) должны объявить о приостановке сделки, чтобы это стало известно до вторника. Потому что, как он сказал, это последний день, когда это можно объявить, дальше - выборы. Я спросил, какое это имеет отношение к выборам, и кто вообще сказал, что они что-то должны объявлять. Он ответил, что это говорит нынешнее руководство Администрации президента. Я спросил, какой в этом смысл. Швидлер ответил: "Я не знаю, я политикой не занимаюсь". Я положил трубку", - рассказал Невзлин.
"Потом позвонил один из наших юристов и сказал, что они требуют выпустить пресс-релиз прямо утром, до собрания, и ждать не могут. Я предлагал: давайте подготовим совместное заявление и выпустим его после двух-трех часов дня с комментариями. Но почему-то они не готовы были ждать окончания собрания", - добавил он.
После заявления компаний в пятницу акции ЮКОСа мгновенно упали на 3,8%, потащив вниз весь рынок. К 13:20 ЮКОС подешевел на 10%, "Сибнефть" - на 6%. На рынке, с утра настроившемся на слабый рост, сразу же началось падение котировок по всем бумагам, в частности, обыкновенные акции РАО ЕЭС за 5 минут потеряли 3,5% стоимости. Аналитики предрекают новый спад на российских биржах.
История сделки слияния
Напомним, что ранее, несмотря на ситуацию вокруг ЮКОСа, отставку Михаила Ходорковского с поста главы правления компании и дела против других представителей руководства ЮКОСа Платона Лебедева и Василия Шахновского, компания заявляла, что сделка будет завершена. В результате слияния должна образоваться шестая по величине нефтяная компания мира.
Из-за "дела ЮКОСа" были прерваны переговоры о продаже крупного пакета акций компании американской ExxonMobil - крупнейшей публичной нефтяной компании мира.
Основные акционеры ОАО "Сибнефть" и ЮКОСа 3 октября объявили о завершении сделки по объединению двух компаний. В результате сделки стоимостью 14 млрд долларов ЮКОС стала собственником 92% акций "Сибнефти", тогда как акционеры "Сибнефти" стали владельцами 26,01% акций ЮКОСа.
Ранее ЮКОС и "Сибнефть" уже пытались объединиться. 19 января 1998 года компании подписали соглашение о слиянии. При паритетном контроле материальный вклад учредителей в капитал создаваемого холдинга был оценен как 60% для акционеров ЮКОСа и 40% - для акционеров "Сибнефти". Кроме того, создаваемая нефтяная компания ЮКСИ, образуемая после слияния "ЮКОСа" и "Сибнефти", намерена была продать по 5% своих акций двум иностранным партнерам.
Однако крупномасштабному проекту тогда так и не суждено было реализоваться: 27 мая 1998 года объединение российских нефтяных компаний ЮКОС и "Сибнефть" в холдинг ЮКСИ было остановлено.
Ходорковский, который в то время возглавлял ЮКОС, сказал о неудавшемся объединении, что это связано с ценами на нефть. "Надо всем остановиться и подумать", - заявил он, отметив, что, если в бизнесе сделка останавливается, "дальше надо начинать с нуля".