В настоящий момент Алексей Храмушин, являвшийся главарем ОПГ "Татарские" и зятем генерала Шаманова, скрывается, как предполагают, за границей. Следователю Владимиру Тюренкову удалось установить местонахождение беглого преступника, но в конце 2012 года он сам был осужден, и теперь проводимое им расследование приостановлено.
"Татарскими" гангстерами следователи заинтересовались в 2006 году, когда к полицейским пришел с повинной киллер, готовивший ряд покушений на председателя совета директоров подмосковного холдинга "Щелковский" Дмитрия Барченкова. Наемный убийца из Абхазии Роман Терпан рассказал шокирующие подробности своих неудач.
Сначала бандиты набили взрывчаткой дохлую кошку и ждали, когда мимо проедет автомобиль коммерсанта. Затем они купили за 15 тысяч долларов "КрАЗ", чтобы задавить бизнесмена у его дома в деревне Никифорово. Однако в последний момент водитель грузовика был ослеплен солнцем и не успел вовремя выехать на перекресток - Mercedes бизнесмена благополучно проехал мимо.
В следующий раз Барченкова "заказали" снайперу из Саратова, но исполнить задуманное опять не удалось.
Наконец, 5 июля 2006 года в деревне Медвежьи Озера преступники пытались взорвать бронированный Mercedes главы агрохолдинга "Щелковский" с помощью мотоциклиста. Байкер положил на крышу машины рюкзак с противотанковой гранатой мощностью 400 граммов в тротиловом эквиваленте, когда иномарка остановилась на светофоре при выезде на Щелковское шоссе. В результате взрыва кумулятивная струя буквально насквозь прошила бронированную машину, которую "раздуло как шар". В асфальте осталась воронка глубиной 40 см.
Однако Барченков в последний момент успел выскочить, получив лишь осколочные ранения и контузию. Также пострадали водитель и охранник бизнесмена.
Кстати, боевую противотанковую гранату, которую использовал киллер, можно найти только в армии, отмечали оперативники.
В ходе расследования выяснилось, что непосредственный исполнитель этого покушения на убийство - житель Щелковского района Юрий Елисеев, умер при странных обстоятельствах спустя девять дней после попытки покушения. Посмертный диагноз - "инсульт головного мозга".
Остальные участники покушений на Барченкова были задержаны в период с лета 2006 по осень 2007 годов. Ими оказались Алексей Звездов, Фейруз Мамедов, Ясир Ахмедов, Анатолий Терещенко и Павел Ушаков. Однако на заказчиков Алексея Храмушина и щелковского бизнесмена Юрия Копьева сыщикам удалось выйти только в 2009 году. По их данным, злоумышленники не поделили с Барченковым рынок.
Следственный "шаманизм"
Сначала дело ОПГ "Татарские", совершившей множество тягчайших преступлений, вели подмосковные милиционеры. Но расследование шло вяло, и тогда из департамента угрозыска выделили в помощь еще двух специалистов, одним из которых оказался оперуполномоченный по особо важным делам Владимир Тюренков. Помимо прочего он занимался прослушиванием телефонных переговоров членов банды и людей, с ними связанных.
С самого начала Тюренков столкнулся с подкупом и попытками "замять" дело. Уговоры "не усердствовать в раскрытии преступления" чередовались с угрозами, а потом Тюренкову предложили 10 миллионов рублей за предоставление всей информации по потерпевшему. Сыщик денег не взял, но в следственной бригаде у бандитов все равно был информатор, который исправно предупреждал их за два часа до облавы.
Принципиальных и активных следователей переводили в другие подразделения, а на их место назначали тех, кто лишь создавал видимость расследования. "Был, к примеру, такой, что вообще предлагал провести обыск не у заказчиков, а у потерпевшего - вдруг тот сам себя взрывал?" - рассказывают сослуживцы Тюренкова.
Такое давление оперативники связывают с тем, что за Глыбу заступился его влиятельный тесть - бывший командующий ВДВ генерал Шаманов. В 2009 году он даже направил две группы спецназа, чтобы остановить следователя Целипоткина, который намеревался провести обыск на принадлежащем Храмушину заводе "Спорттэк". По данному факту Минобороны провело внутреннее расследование и объявило командующему неполное служебное соответствие.
А в 2010 году Шаманов послал запрос в Генпрокуратуру, поставив под сомнение причастность зятя к покушению на Барченкова. За использование служебного бланка в личных целях генерал также был потом привлечен к дисциплинарной ответственности приказом министра обороны.
Также стало известно, что сын Шаманова общался с первым заместителем начальника ГУВД Московской области (сейчас он начальник УВД Нижегородской области) генерал-майором Иваном Шаевым. В итоге Шаев направлял полицейских провести обыски у Барченкова.
Кстати, в 2008 году генерал Шаев оказался в центре скандала, связанном с уничтожением секретных архивов подмосковного УБОП. Дискеты и бумаги вывозили тремя "ГАЗелями". Их было так много, что сжигать пришлось целую неделю.
По словам свидетелей, второй лидер ОПГ "Татарские" Юрий Копьев держал связь с Александром Игнатенко, тогда еще заместителем Щелковского городского прокурора, который потом стал заместителем прокурора Московской области и теперь проходит по "игорному делу".
"ОПГ была под надежной "крышей", и разгромить ее никак не удавалось", - говорят оперативники, охотившиеся за Глыбой, которого "прикрывали" два генерала и прокурор.
Двуличие Фемиды
В 2011 году все-таки были вынесены приговоры десяти членам банды Глыбы, а также Юрию Копьеву, которого отправили за решетку на 15 лет. Однако задержать Храмушина не удавалось.
"Я почти его нашел, - рассказывает Владимир Тюренков. - Тогда он был в Голландии, в Гааге. И дом, и квартира - все было известно. Нужно было лишь подтверждение местных властей, что он там, - и вперед, задерживайте".
Именно в этот момент сыщику предложили уволиться. А потом ДСБ МВД по собственной инициативе начал проверку в отношении Тюренкова. Издание предполагает, что оперативники искали записи "прослушки", которые очень интересовали Глыбу (как раз за них Тюренкову предлагали 10 миллионов). Однако к тому времени эти материалы были уже уничтожены.
После проверки СК РФ четырежды отказывал в возбуждении уголовного дела, не найдя состава преступления. А в пятый раз материалы передали в СУ СК по Центральному федеральному округу, и следователь Портнягина возбудила дело по статье 286 УК (превышение должностных полномочий).
Образцового следователя Владимира Тюренкова, награжденного в 2007 году по указу президента медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, обвинили в незаконной "прослушке" по делу ОПГ "Татарские". И это при том, что все эти действия осуществлялись только с санкции руководителя следственной бригады и судьи, которые поименно утверждали список тех, за кем устанавливали наблюдение.
В конце 2012 года Мосгорсуд осудил Тюренкова на два года лишения свободы условно, обвинив сыщика в том, что он "превысил должностные полномочия, стараясь создать видимость служебного благополучия" и "использовал профессиональный опыт в личной жизни". Вероятно, российская Фемида имела в виду то, что в списке прослушиваемых оказалась женщина, которую Владимир знал по своей прежней работе.
Сам Тюренков объяснил это странное совпадение случайностью. "Слушал я ее не по собственной прихоти и уж тем более не ради личного интереса, - объясняет осужденный следователь. - Она была зарегистрирована в частном доме, во дворе которого члены ОПГ прятали "КамАЗ", использовавшийся для покушения на Барченкова. Причем "прописку" ей оформлял человек, которого мы подозревали".
Сначала Тюренков даже не знал, что подозреваемая - его знакомая, носившая достаточно распространенную фамилию. Но когда оперативнику принесли магнитофонную ленту, он по голосу узнал женщину и сразу доложил об этом руководителю следственной группы. И тот дал "добро" на продолжение работы.
Добавим, что постановления суда о злополучной "прослушке" не отменены до сих пор. То есть Владимира Тюренкова осудили за вполне законные и санкционированные Фемидой действия.
Тем временем Глыба исчез из поля зрения сыщиков и его ищет Интерпол. В Гааге его больше нет, но, по предположению оперативников, он скрывается в Западной Европе. "Мы предотвратили попытку отца отправить ему 30 миллионов рублей. Но деньги все равно ушли в итоге через какое-то время через другой банк. Известно, что к разыскиваемому регулярно выезжают родственники", - добавили следователи.
Кстати, сам генерал Шаманов выдвинул конспирологическую версию своего участия в скандале с Глыбой. "Сепаратисты Кавказа… используя уголовное дело… по факту покушения на Барченкова, с целью моей полной дискредитации, проплатив от 5 до 10 миллионов долларов, смоделировали ситуацию обвинения против моего зятя Храмушина", - написал генерал в письме в Генпрокуратуру.
Гримасы Фортуны: 17-летний гендиректор стал убийцей, а потом "православным щелковским олигархом"
Ставший объектом "неудачной охоты" со стороны банды Глыбы бизнесмена Дмитрий Алексеевич Барченков оказался обладателем тоже весьма интересной биографии с темным криминальным прошлым. Можно сказать, что он всегда был баловнем судьбы, став уже в несовершеннолетнем возрасте главой крупной компании, а потом вновь выбившись "в люди" после приговора за убийство.
Дмитрий Барченков родился в "почтовом ящике" Арзамас-16, а в возрасте 17 лет поступил в столичный вуз, писало ранее информационное агентство InterRight. Одновременно он увлекся бизнесом и зарегистрировал предприятие "ТВК Интернешнл", которое занималось оказанием услуг в области кабельного телевидения. Однако вскоре эта фирма разорилась.
В начале 90-х Барченков познакомился с Юрием Жучковым, создавшим хозрасчетное предприятие "Центр научно-технического творчества молодежи "Стрела". При этом он заручился гарантийным письмом городского комитета комсомола и городского Совета народных депутатов подмосковного Красногорска. Под эту гарантию Жучков собирался взять кредит в одном из филиалов Госбанка на фантастическую по тем временам сумму - 4 миллиона рублей.
Тут Барченков и предложил Жучкову перечислить 3 миллиона 850 тысяч рублей на счет его нового предприятия "Росполикор". И пообещал взамен поставить некую "научно-техническую продукцию".
Через некоторое время главный бухгалтер "Стрелы" Прохоров забил тревогу, так как своих обязательств "Росполикор" не выполнил. Жучков рассказал о нехороших догадках своего подчиненного компаньонам Барченкову и Юрию Бадулину, а те решили действовать.
24 февраля 1991 года труп Прохорова был обнаружен в реке Химка, на территории Тушинского аэродрома. Руки и ноги его были спутаны веревкой, а к ногам привязана 10-килограммовая гантель. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта, Прохоров был избит, а потом утоплен.
В ходе следствия выяснилось, что исполнителем убийства был ранее судимый за дезертирство Андрей Логиновский, которому Жучков "заказал" своего главбуха за 20 тысяч рублей. В дальнейшем были установлены и другие заказчики - Барченков и Бадулин.
19 июня 1996 года Барченков, Жучков и Бадулин были признаны виновными в организации убийства из корыстных побуждений (статьи 17 и 102 УК РСФСР). Помимо этого, Барченкова и Бадулина признали виновными в завладении чужим имуществом вследствие злоупотребления доверием, совершенным по предварительному сговору (статья 147 УК РСФСР).
Вскоре будущий районный олигарх и православный орденоносец Дмитрий Барченков направился под конвоем в СИЗО №12 подмосковного Зеленограда, пишет издание. Следующие девять лет его жизни должны были пройти в колонии общего режима. Однако в "официальной" биографии влиятельного бизнесмена сказано, что в это время он работал председателем Совета директоров холдинга "Щелковский".
В "нулевые" годы Барченков сблизился с настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского в Троекурове отцом Александром Немченко. Являясь мастером спорта по вольной борьбе и поклонником единоборств, этот батюшка пользовался особым авторитетом среди бывших заключенных. Немченко даже создал при храме реабилитационный центр, через который за десять лет прошло более тысячи сидельцев.
Отца Александра паства называла Батей и побаивалась, так как священник не гнушался и рукоприкладства, с одного удара "вырубая" строптивого прихожанина.
Немченко охотно принимал пожертвования даже от мафиози. "Если человек и в самом деле криминальный авторитет и деньги у него "грязные", то уж лучше пусть жертвует их на восстановление храмов и обустройство приходской жизни, чем проигрывает в казино или тратит на покупку "мерседесов" и роскошных вилл", - поговаривал Батя.
Тем временем Барченков вышел на свободу, уже являясь одним из учредителей "Общества с ограниченной ответственностью Церковно-приходское предприятие "Князь Троекуров" храма святителя Николая Мирликийского в Троекурове г. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви".
Внезапно Барченков оказался настолько богат, что стал скупать самые разнообразные активы, в основном в Щелковском районе.
Самым заманчивым для Барченкова стал контроль над районным рынком. Однако он входил в сферу влияния группировки "татар" под предводительством Глыбы.
Тем не менее, Барченкову удалось стать учредителем рынка, а потом взять его под контроль с помощью эмиссии акций.
Масштаб махинаций, в том числе связанных с покупкой земельных паев у колхозников под коттеджное строительство, привел к тому, что Барченков занялся политикой. Связь с чиновниками должна была обезопасить его и обеспечить сохранение собственности. По данным издания, новому мэру Щелкова Татьяне Ершовой покровительствует именно Барченков.
Добавим, что судимый за убийство в 90-е Дмитрий Барченков является православным орденоносцем и ученым. Он носит звания кандидата психологических наук, Почетного строителя РФ, а также награжден орденами преподобного Сергия Радонежского и Святого благоверного князя Даниила Московского, знаком губернатора Московской области "Благодарю" и прочими знаками отличия.