Сам 27-летний Андрей Малюгин в свое время тоже попал на скамью подсудимых вместе с другими расистами. Но присяжные сочли улики, представленные следователями, неубедительными и оправдали ветерана. После освобождения он с удвоенной силой принялся убивать, обдумывая планы спасения единомышленников.
Напомним, Андрея Малюгина, который носит кличку Боец, задержали в ходе спецоперации, проводившейся в ночь на 30 августа 2011 года у дома №31, корпус 1, литера А по Дунайскому проспекту. Бывший спецназовец оказал активное сопротивление и распылил в лицо одному из офицеров газ из баллончика. Потом он выхватил ножи и попытался напасть на остальных стражей порядка из отряда специального назначения "Гранит". На предупредительный выстрел злоумышленник не отреагировал, и тогда оперативник прострелил неуемному неонацисту зад.
"Мои коллеги оружие применили правильно, а Бойцу теперь стыдно будет иметь ранение в это место", - так прокомментировал травму ксенофоба начальник полиции Санкт-Петербурга Сергей Умнов.
Первоначально Малюгину инкриминировали два убийства: 13 июля 2011 года он расправился в квартире №62 дома №17, корпус 1, по улице Доблести с 36-летним бизнесменом из Кореи. А 31 июля в подземном переходе станции метро "Проспект Ветеранов-1" Малюгин убил 22-летнего мужчину. Как впоследствии выяснилось, убитый тоже был ксенофобом, но слишком едко отзывался о лидерах неонацистского подполья.
В процессе расследования оперативники изобличили неонациста в подготовке новых преступлений, которые вызвали бы большой резонанс. Одной из жертв должен был стать высокопоставленный служитель Фемиды.
"В ходе производства обыска были изъяты вещества, принадлежащие Малюгину, которые необходимы для изготовления самодельного взрывного устройства. Из материалов уголовного дела следует, что Малюгин планировал совершить убийство судьи, рассматривающего уголовное дело об указанной банде скинхедов (Воеводина - Боровикова)", - говорится в пресс-релизе следственного управления.
23 сентября в отношении Малюгина заведено уголовное дело по ч.1 ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Как сказано в пресс-релизе сыскного ведомства, Малюгин нанес стражу порядка "удар ножом в область туловища", однако сотрудник "Гранита" смог отбить его предплечьем левой руки. Тем не менее злоумышленник причинил полицейскому "поверхностную рану с осаднением кожи".
Боевики из спецназа и элитных вузов
Неонацистское подполье настолько окрепло в России, что уже в прошлом году взялось за осуществление самых дерзких убийств, жертвами которых становятся судьи, то есть элита государства. Так, 12 апреля 2010 года в 7:40 у подъезда дома №24 по улице Стрельбицкого в Москве был убит федеральный судья Эдуард Чувашов. Именно он выносил суровые приговоры неонацистам и, в частности, судил банду студента-иконописца Артура Рыно, на счету которой десятки жертв.
Следователи предполагают, что Чувашова застрелил еще один бывший спецназовец-неонацист - 28-летний Алексей Коршунов по кличке Коршун. Предполагается, что он скрывается на Украине.
Коршун также причастен и к другим резонансным убийствам. Например, к расстрелу антифашиста Ивана Хуторского по прозвищу Ваня Костолом.
Добавим, что с Коршуном был знаком и выпускник истфака МГУ Никита Тихонов по кличке Леший. Этот неонацист получил пожизненный срок за убийство адвоката-правозащитника Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.
Как считают в спецслужбах, та же боевая группа неонацистов совершила целую серию и других резонансных преступлений. В частности, из револьвера 1895 года выпуска, найденного при обыске в квартире Тихонова и его "боевой подруги" Евгении Хасис, в сентябре 2009 года в Москве был застрелен фигурант так называемого "дела "Черных ястребов" Расул Халилов. Оперативники полагают, что Хасис и Тихонов принимали участие в подготовке этого убийства, а исполнили его либо националист по кличке Эд, либо Коршун.
В декабре 2009 года в столице расстреляли чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева. Исполнитель пока не установлен, однако о планировании этого преступления Тихонову рассказывала Хасис. Работники ФСБ тайно записали этот разговор, а расшифровка "прослушки" фигурировала на судебном процессе по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой.
Наконец, в июне 2009 года в Москве расправились над антифашистом Ильей Джапаридзе. Суд над предполагаемым убийцей - самбистом Юрием Тихомировым - начался летом 2011 года и столь же быстро закончился. Было принято решение отправить материалы на доследование.
"В том виде, в каком они отправили дело против Тихомирова в суд, оно могло легко развалиться, и уж тем более в суде присяжных", - цитировала в июле газета "Известия" источник, близкий к следствию. Адвокат Тихомирова Александр Васильев возражал против возвращения дела на доследование, однако сам от комментариев отказался.
По мнению матери убитого антифашиста Донары Джапаридзе, одна из ошибок следствия в том, что к материалам дела не были приобщены фотографии 25-летнего подсудимого мастера спорта по самбо и работника котельной из Дубны Юрия Тихомирова. Эти снимки наглядно демонстрируют вовлеченность спортсмена в деятельность неонацистского подполья, где его знали под кличкой Эстонец.
Существуют фотографии Тихомирова на свадьбе Алексея Коршунова. На других снимках он позирует вместе с известным ультраправым активистом по кличке Зюхель. Бывший студент Высшей школы экономики Роман Железнов (Зюхель) сейчас отбывает четырехлетний срок за нападение на антифашиста. Зюхель известен как один из создателей национал-социалистического портала NS-WР. Кроме того, он редактировал сайты, на которых размещались фотографии антифашистов с оскорблениями и угрозами в их адрес. На них были размещены и снимки Федора Филатова, Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского. К настоящему времени все они уже убиты.
Зюхель фигурировал в делах, связанных с убийством антифашиста Александра Рюхина (там же фигурировал и Тихонов), взрывом самодельной бомбы у квартиры одного из администраторов портала "Антифа.Ру" Тиграна М., в ходе которого были ранены три милиционера и служебная собака (оба преступления совершены в 2006 году). При этом Зюхель всякий раз избегал скамьи подсудимых.
Последнее дело, к которому пытались "прикрепить" Зюхеля, - завершившийся процесс "НСО-Север". Но и там Железнов избежал суда.
Некоторое время его содержали в ИВС №1 на Петровке, где он находился вдвоем в камере с одним из лидеров "Национал-социалистического общества" Максимом (Адольфом) Базылевым в последний день его жизни. По официальной версии, лидер неонацистов совершил суицид, и эта смерть вызвала большой переполох в ультраправой среде.
От убийств иностранцев - к расправам над националистами
Еще в 2006 году Андрей Малюгин вместе с другими неонацистами был задержан сотрудниками МВД. Однако 14 июня 2011 года суд присяжных посчитал недоказанной его вину в убийствах африканца-правозащитника Самбы Лампсара и гражданина Узбекистана Суюнова. Бойца также оправдали по эпизоду с бандитизмом и незаконным оборотом огнестрельного оружия. Малюгина освободили из-под стражи сразу после оглашения вердикта, после чего он скрылся, не дожидаясь приговора. Впоследствии председательствующий даже вынужден был вынести постановление о принудительном приводе Бойца в суд на заключительное заседание.
Уйдя в подполье, расист не появлялся ни у родственников, ни по месту регистрации. Пристанище он нашел у 22-летнего неонациста Филиппа Белоусова. Кстати, до начала 2011 года укрыватель носил другую фамилию - Таржиманов. Но то ли она показалась ему недостаточно арийской, то ли он изменил данные из-за своего криминального прошлого.
Весной 2010 года Таржиманов с еще десятью сообщниками был осужден за серию нападений на иностранцев. Правда, суд к реальному сроку приговорил только двоих участников банды, а Филипп снова оказался на свободе за истечением сроков давности совершенного. После суда он стал заниматься оказанием неформальных риелторских услуг. Правда, его клиентами становились социально незащищенные или деклассированные элементы.
Оказавшись в розыске, Малюгин тоже попытался изменить свою внешность, приблизившись к "арийскому идеалу". "Сразу после освобождения Малюгин начал активно заниматься спортом, побрился налысо, отрастил косичку и казацкие усы. Наверное, так трактовал образ Тараса Бульбы", - пояснил один из оперативников.
Известно, что Белоусов прятал Малюгина у себя в квартире на улице Маршала Захарова. А в начале июля 2011 года он снял квартиру в доме №17/2 по улице Доблести. Затем Малюгин разместил в интернете объявление о ее сдаче внаем на длительное время. Вскоре предложением заинтересовался 36-летний петербургский предприниматель с гражданством Южной Кореи Александр Тен. 10 июля он вместе с женой приезжал посмотреть жилплощадь.
По версии следователей, Малюгин с Белоусовым показали квартиру, но сделали все возможное для того, чтобы Тен вернулся туда еще раз и уже один. 13 июля (в этот день Белоусов-Таржиманов праздновал свой день рождения) иностранец приехал с деньгами - по данным оперативников, с собой коммерсант привез 50 тысяч рублей. Во время заключения сделки Белоусов и Малюгин задушили бизнесмена веревкой, а труп закатали в ковер и спрятали на балконе. Нашли погибшего только 18 июля, когда соседи обратились в полицию из-за неприятного запаха.
Уже в день убийства Тена, как было установлено, Белоусов уехал с девушкой в Феодосию и вернулся только в конце июля. После задержания он рассказал на допросе о всех обстоятельствах гибели Тена.
В полиции задержанного характеризуют как больного человека с садистскими наклонностями. "На своей страничке "ВКонтакте" он разместил несколько фотографий с последней поездки на юг. На одном фото Белоусов стоит с собачкой на руках, а на следующей держит отрезанную голову этой же собаки. Они (Белоусов и Малюгин), я считаю, больные люди", - пояснил один из сотрудников ГУВД.
Тем временем оперативники занялись поиском сообщника Белоусова. В ходе обысков на квартире на Маршала Захарова были найдены личные вещи Малюгина и его фотографии. Там же обнаружены селитра, ацетон и провода - все это хранилось, по выражению одного из стражей порядка, "в нездоровых количествах". Малюгин был объявлен в розыск, но это не помешало ему совершать в Северной столице новые убийства.
31 июля в вестибюле станции метро "Проспект Ветеранов" был найден мертвым 22-летний Мирослав Ковровский. Убитый националист в свое время сидел в одной камере с Алексеем Воеводиным. Там с лидером группы скинхедов у него произошел конфликт, после которого жизнь Ковровского в изоляторе сильно осложнилась. Оказавшись на свободе, Ковровский стал часто высказывать свое негативное мнение не только в адрес Воеводина, но и в адрес его жены Ольги, с которой главарь группировки бракосочетался уже под арестом.
Когда слова Мирослава дошли до Ольги Воеводиной, она выразила желание встретиться с Ковровским. Но на встречу вместе с ней пришел и Малюгин. Он, по версии следователей, разговаривать не стал, а сразу ударил "распространителя сплетен" ножом в горло.
Вскоре после этого убийства было возбуждено уголовное дело, в рамках которого задержали Ольгу Воеводину. Девушка провела в камере временного задержания двое суток, после чего рассказала о том, как привела на встречу с Ковровским именно Малюгина. Правда, по ее словам, самого нападения она не видела и подобных последствий не ожидала. После дачи показаний девушку отпустили.
Отметим, что Малюгин выделяется из среды других членов "банды Боровикова - Воеводина". Он служил по контракту в спецназе МВД и участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. Кстати, из рядов МВД Малюгина уволили за особую жестокость.
Боец отлично разбирается в оружии и даже планировал начать совместные действия с исламскими террористами против российских властей. Согласно показаниям арестованных сообщников Боровикова, Малюгин рассуждал о возможности временной коалиции с мусульманскими боевиками, однако эти планы якобы не разделяли другие неонацисты. А весной 2006 года, перед петербургским саммитом G-8, Малюгин высказывал намерение перенять опыт террористов, используя пояса шахида.
"Банда Боровикова - Воеводина" была создана еще в сентябре 2003 года. В ее состав вошли молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет, часть из которых уже были судимы. Все участники преступной группировки имели огнестрельное оружие.
На счету группировки семь доказанных убийств и восемь нападений. Основным мотивом преступлений была национальная рознь, но это не мешало ксенофобам расправляться и со своими единомышленниками. Также жертвой расистов стал петербургский ученый-этнограф Николай Гиренко, выступавший экспертом по экстремизму на нескольких националистических процессах (в том числе на судах над группировками "Шульц-88" и Mad Crowd).
В июне 2011 года лидер банды Алексей Воеводин по кличке СВР ("Сделано в России") получил пожизненный срок лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Второй главарь - отпрыск милиционера Дмитрий Боровиков - был убит при задержании еще до суда над бандой.