"Обливать грязью в средствах массовой информации сотрудников уголовного розыска - это неправильно", - приводит ТАСС слова начальника отдела по борьбе с оргпреступностью ГУ МВД по Свердловской области Константина Строганова.
По его словам, факты применения насилия к задержанным со стороны полицейских вообще не доказаны. "Никто не говорит, что задержанных били. Шесть человек виновны в том, что у одного человека вырезана селезенка? И вообще вина не доказана", - добавил Строганов.
Беседа силовика с журналистами состоялась перед заседанием Ленинского районного суда Екатеринбурга, где рассматривается вопрос об избрании меры пресечения фигурантам резонансного дела. В частности, уже санкционирован арест оперуполномоченного отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений УУР ГУ МВД по Свердловской области Анатолия Куриленко сроком до 21 ноября 2015 года включительно. Также суд арестовал до 23 ноября начальника отдела уголовного розыска Андрея Махаева, сообщает "Интерфакс".
Третьим арестованным стал начальник отдела полиции N29 города Заречный Александр Дубровин. Его мера пресечения продлится до 22 ноября.
В суде собралось много сторонников обвиняемых, которые препятствовали журналистам их снимать и фотографировать. "Мы собрались здесь поддержать своих коллег. Следствие разберется в том, виновны они или нет, - сказал Константин Строганов. - Это не какие-то преступники, которые совершали преступления ради наживы. Это ребята, которые раскрывали преступления".
Арест подозреваемых коллег Строганов считает большой несправедливостью. "Даже если они виновны, то нужно разобрать вину каждого из них. Нельзя взять шесть человек и "закрыть". В этом мы видим какую-то другую подоплеку. Надо сначала разобраться, а потом поливать грязью", - заключил высокопоставленный полицейский.
Примечательно, что пару дней назад, когда только стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении полицейских, официальные заявления представителей ГУ МВД имели другой тон.
"Кто бы ни преступил черту закона, должен понести заслуженное наказание, вне зависимости от званий, должностей и былых заслуг", - говорилось в пресс-релизе. В МВД также отметили, что в совместной операции по нейтрализации полицейских-мучителей принимали участие сотрудники собственной безопасности.
Между тем, как теперь ясно, один из потерпевших полтора года безуспешно пытался добиться возбуждения уголовного дела. Однако ему не смогли помочь ни в полиции, ни в прокуратуре, где лишь отменяли незаконные решения об отказе в начале расследования.
Официальные заявления представителей региональной полиции раскритиковали в СК РФ. Следователи рекомендовали полицейским прежде, чем делать громкие заявления об активной роли управления собственной безопасности МВД в пресечении должностных преступлений, сделать упор именно на профилактике преступлений, совершаемых полицейскими.
"Громкие заявления полицейских о том, что они сами доблестно пресекли эти должностные преступления, выглядят как очередное оправдание, что именно после этого преступного факта нарушения полицейскими уголовного закона в системе МВД останутся служить только честные работники органов внутренних дел", - сказал старший помощник руководителя управления СК РФ по Свердловской области Александр Шульга.
По его словам, за последние 2,5 года сотрудники СК РФ возбудили и расследовали 16 уголовных дел в отношении свердловских полицейских, связанных с превышением должностных полномочий и насилием. "В 2013 году подобных дел о превышении должностных полномочий полицейскими было восемь, в 2014 году - пять, в первом полугодии 2015 года - возбуждено три уголовных дела", - сказал он. По словам Шульги, часть дел передана в суд для рассмотрения по существу, часть находится на стадии расследования.
Признания получали, отбивая внутренние органы
23 сентября стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении сразу шести сотрудников полиции Заречного и регионального главка. Среди подозреваемых оказался Александр Дубровин, занимавший на момент совершения преступлений в 2014 году должность начальника отдела полиции N29 ММО МВД России "Заречный", тогдашний начальник отдела уголовного розыска Андрей Махаев и двое старших оперуполномоченных отдела полиции N29 Эдуард Ударцев и Абай Маманов.
Кроме того, уголовное наказание грозит Евгению Власову, занимавшему в 2014 году пост начальника отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений УУР ГУ МВД по Свердловской области, и его подчиненному - оперуполномоченному Анатолию Куриленко.
По версии следователей, в конце марта 2014 года оперативники полиции "заводили нескольких граждан поочередно в служебный кабинет по одному, где издевались над ними".
"Каждый раз, меняясь в составе, сообщники пытали людей, избивали их, душили", - говорилось в пресс-релизе управления СК РФ по Свердловской области.
Один из полицейских даже угрожал пострадавшему, что справит на него естественную нужду и совершит с ним насильственные действия сексуального характера, запишет свои действия при помощи видеокамеры и разместит видеозапись в сети Интернет.
"В результате потерпевший, не выдержав этих мучений, был вынужден оговорить себя, признавшись в совершении убийства", - отмечают следователи.
Однако впоследствии сотрудники СК РФ, уже выполняя с задержанным процессуальные следственные действия, объективно установили, что задержанный, которого пытали полицейские, не был причастен к убийству.
Другой задержанный за убийство в результате избиения полицейскими получил закрытую травму живота с разрывом селезенки. Эти незаконные действия следователи квалифицируют как причинение тяжкого вреда здоровью.
Все трое задержанных и избитых жителей Заречного оказались невиновными в убийстве.
Также в уголовном деле появился четвертый потерпевший. Ему ретивые оперативники переломали ребра и порвали селезенку. Полтора года пострадавший не мог добиться возбуждения уголовного дела, так как проверки по его заявлению проводили те же полицейские, которые и избивали его. Свердловская прокуратура отменяла незаконные отказы в возбуждении уголовных дел, но расследование все равно не начиналось.
В настоящий момент прокуратура квалифицирует действия сотрудников отдела полиции N29 Заречного как укрывательство преступления.
Пока стражам порядка инкриминируют п. "а" ч. 3 ст. 286 ("Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия") и п. "а, в" ч. 3 ст. 286 ("Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и с причинением тяжких последствий") УК РФ.
Замгенпрокурора в Уральском федеральном округе Юрий Пономарев сообщил в пятницу, что надеется на качественное, объективное и всестороннее расследование этого нашумевшего дела.
Правда, один из фигурантов, Евгений Власов, до сих пор не задержан. Следователи "пытаются установить его местонахождение", а в МВД утверждают, что Власов отдыхает в одном из санаториев за пределами региона. Его отпуск продлится почти два месяца, до последней декады октября.