На встречу с журналистами Андрей принес сотни улик - фотографий, квитанций и счетов. Его слова подтвердили и ряд свидетелей: мужчину действительно видели на воле, когда он должен был отбывать срок. Во ФСИН также сообщили, что злоупотребления в одной из колоний, где сидел мужчина, действительно были и его правда отпускали "погулять" на воле. В настоящее время в колонии идет проверка, а начальник исправительного учреждения отстранен от должности.
Андрей - бывший помощник депутата Госдумы. Арестовали его в июле 2006 года по обвинению в мошенничестве. По словам самого Андрея, он "заказывал для одного строительного олигарха оборудование, а посредник исчез вместе с деньгами". Освободился мужчина в мае 2011 года.
После приговора из СИЗО его отправили в колонию в Брянскую область - в город Клинцы. Взятки бизнесмен начал давать сразу - и сразу же его положение на "зоне" стало не таким уж ужасным. "Мы заплатили каким-то "смотрящим", и те выделили нам в бараке огромную (50 кв. метров) комнату", - поведал Андрей. Деньги у него, по собственным словам, "были всегда, так же как и мобильники". "Я даже по этапу ехал в "столыпинском вагоне" с одной трубой в кармане, а вторая была на руке (ну знаете, есть такие часы с телефоном). Даешь каждому охраннику по 500 рублей - и никаких проблем", - объяснил он.
Лагерь в Клинцах оказался удивительным местом, рассказал бывший помощник депутата: "Вечером на новом месте я вышел во двор и не сразу понял, куда попал. Это было похоже на какую-то центральную улицу на юге. Идут люди, пьют, колются, гуляют. Шум, песни, крики. Как говорится, веселится и ликует весь народ. Сотрудники на это спокойно смотрят и просят только, чтобы не подходили близко к запретной территории. Если кто-то свалится, то говорят: унесите его быстрее и положите спать".
В этом чудесном месте Андрей просидел с июля 2007 года по декабрь 2008-го. "Все это время там был безостановочный банкет, - поделился он. - Создавалось впечатление, что это лагерь для умалишенных, потому что там не было никакого порядка. Я считался ответственным за барак, и ко мне все время приходили пьяные осужденные, начинали что-то доказывать. Остановить их можно было только одним способом - хорошенько поколотив. Вот смотрите, и кисть из-за этого сломал".
"Я даже суши каждый день ел"
Алкоголем, едой, мобильниками и сигаретами заключенных снабжали обитатели соседнего колхоза "Первое мая" - для них это был основной заработок. "Был случай, когда бывшего начальника колонии Александра Терезова чуть не пришибло пролетавшей бутылкой самогона (с головы сбило фуражку). Этого пойла в колонию забрасывалось до 300 литров в день", - поведал экс-заключенный.
"У нас было все, что мы только хотели. Я даже суши каждый день ел, - похвастался Андрей. - Но это благодаря повару из московского ресторана (не помню, по какой статье он был осужден)". В доказательство своих слов мужчина показал тюремное фото - стол с тем самым суши, а также с шампанским и виски.
Из тюрьмы в гостиницу с домашним кинотеатром
Поражающая воображение обывателя колония в Клинцах оказалась далеко не самым лучшим исправительным учреждением, которое повидал богатый заключенный. "Самое интересное было потом, когда меня перевели в колонию-поселение в городе Сураж (тоже Брянской области). Для этого пришлось дать немного денег на ремонт Клинцовской колонии. Обычная практика, между прочим. За деньги можно перевестись из одной колонии в другую, которая больше нравится или где друг твой сидит", - отметил собеседник "МК".
В колонии заключенные четко делились на тех, кто платил за VIP-услуги, и на всех остальных. "Те, у кого нет денег, - ходили строем, а у кого есть - жили как в пионерском лагере", - поведал Андрей.
По его словам, начальник колонии в Сураже Игорь Фиц специально приехал в Клинцы, чтобы там отобрать заключенных побогаче и перевести к себе в тюрьму. "Когда я приехал уже с вещами в колонию, оперативники встречали меня как дорогого гостя. Накрыли стол. Помню, там была даже водка "Брянская партизанская". Так состоялось наше знакомство. Тут же я заехал в гостиницу. Снял комнату, в которой прожил 2,5 года. Я ни разу за это время даже не ночевал на самой зоне, где отбывают наказание все осужденные", - рассказал Андрей.
Так заключенный оказался фактически на свободе - гостиница расположена на территории хозяйственного двора колонии, с которого всегда можно уйти в обход КПП. "Гостиница эта предназначена для длительных свиданий. У себя в комнате я сделал бар, повесил домашний кинотеатр и приводил туда кого мне вздумается, - поделился воспоминаниями богатый осужденный. - У меня была договоренность с начальником, что я буду уходить, когда хочу, но на ночь возвращаться. Были случаи, когда я возвращался в таком состоянии, что меня подносили ко входу. За это Фиц просто брал деньги".
Девушек Андрей к себе в гостиницу не водил. "Мне это было просто не нужно, - объяснил он. - Кстати, в колонии есть осужденные женщины. Человек 50-60. Мужчины и женщины содержатся раздельно, между ними забор. Но они ходят туда-сюда через КПП, когда им вздумается. Сексом занимаются где попало - в библиотеке, в школе, в старых грузовиках, которые в хозчасти стоят".
Из гостиницы за границу и в Москву: "Был смешной случай в баре в Сколково"
"Но самое забавное - я ездил на выходные в Москву, - признался бизнесмен. - Начальник колонии давал двух оперативников, которые меня сопровождали. Ехали мы на машине. В Москве я селил этих оперативников в гостиницу Центрального дома туриста, а сам уезжал по своим делам. Через двое суток я их забирал, и мы возвращались в Сураж. Целый год со мной так ездили оперативники Сергей Бойко и Александр Болмат. Однажды мы с ними так напились, что за руль сесть было некому. Пришлось вызывать такси. Фиц все волновался, звонил, едем ли мы".
Оперативник Болмат подтвердил откровения Андрея: "Мы действительно сопровождали Андрея в Москву. Вот я прямо сейчас еду в управление, там будут брать с меня по этому поводу объяснения. В Москве мы за Андреем не следили. И вся поездка была неофициальной".
Поезда в Москву стоила от 20 до 70 тыс. рублей. Всего Андрей съездил в столицу 20 раз: "В Москве я встречался с друзьями, проводил время с семьей. Свидетелей этому полно". "Был смешной случай, когда мы сидели в баре в Сколково, - рассказал бывший помощник депутата. - Там танцевали стриптизерши, у них, как выяснилось, с собой были наркотики - марихуана, экстази. И соседи сверху (бар был в подвале жилого дома) вызвали милицию. Стражи порядка пришли, стали у всех посетителей спрашивать документы. Я говорю: нет у меня ничего, я вообще беглый зэк. Они посмеялись и ушли".
"Один раз я даже за границу летал - к другу Артуру в Италию, - поведал Андрей. - Меня до Москвы проводили как обычно, а оттуда я сам полетел... Визу я легко открыл, позвонив своим знакомым в агентство. В посольстве информации о том, что я осужденный, нет. Запросы оттуда во ФСИН не посылают. Кому это нужно? Так что если человек не объявлен в розыск, то может спокойно выехать. И паспортный контроль в аэропорту он пройдет". Артур Айсман, друг Андрея, подтвердил, что тот был у него в гостях летом 2009 года - приятели катались на велосипедах.
Довелось бизнесмену побывать еще и в третьей колонии. Дело в том, что он формально не имел права находиться в Суражской колонии (по новым правилам нельзя содержать вместе тех, кто в колонию-поселение попал по приговору, и тех, кому суд смягчил режим). И когда в Сураж приехал с проверкой глава ФСИН Александр Реймер, таких "нелегальных" осужденных перевезли в Брасовскую колонию в Брянской области.
"Мы приехали. А там располагается зона строгого режима. Возле нее небольшой участок, отданный якобы под колонию-поселение. На самом же деле на нем стоит деревянная избушка в чистом поле, и больше ничего нет! Колония голая и нищая. Жара 38 градусов, двухъярусные шконки, на которых места всем не хватает. Туалет в 100 метрах на улице. Я посмотрел на этот бардак день, второй, а потом ушел и снял квартиру в городе, - признался мужчина. - В колонию я только приходил на утреннюю и вечернюю поверку".
"Две недели я прожил в городе на съемной квартире. Потом сильно поругался с Фицем, сказал, что если он меня не заберет, то я действительно останусь здесь и распрощаюсь с ним. Что ремонт здесь сделаю, чтоб жить было можно... Но тут возникла другая проблема - начальник Брасовской колонии Олег Говоров не захотел меня отдавать. Устроил скандал, кричал: всех осужденных забирайте, только Андрея оставьте, мне больше никто не нужен. Они страшно ругались из-за меня... Они пытались поделить меня две недели. Начальник управления (УФСИН по Брянской области, - прим. ред.) Мороз говорил: да решите вы между собой, у кого он будет сидеть. В итоге Фиц меня забрал, хотя по бумагам я так и продолжал числиться в Брасове".
В результате Андрей вышел условно-досрочно - начальник Брасовской колонии написал на него хорошую характеристику за покупку цемента на 50 тыс. рублей.
Проверка началась - все идет по сценарию, предсказанному экс-заключенным
В Суражской колонии в настоящее время идет проверка: сведениями о коррупции и нарушениях заинтересовался собственный отдел безопасности УФСИН. В официальном сообщении пресс-службы ФСИН подтверждается, что "представитель колонии в нарушение закона неоднократно предоставлял выезды в сопровождении сотрудников учреждения одному из поселенцев к месту проживания до осуждения". Собранные материалы, как обещается, будут переданы в следственное управление Следственного комитета РФ.
Сам Андрей по поводу проверки изначально был настроен скептически. Бывший заключенный не ждет, что VIP-услуги в лагерях удастся искоренить. "Они проверку очередную проведут, все свалят на Фица в лучшем случае. В худшем снова скажут: доводы журналистки надуманные и не нашли своего объективного подтверждения, а тот зэк, обиженный, ей наговорил с три короба", - предсказал он.
Самого же Андрея, по его словам, за взяточничество привлечь невозможно - все деньги, вложенные в колонию и переданные тюремщикам, оформлялись как добровольная спонсорская помощь.
То, о чем поведал бывший помощник депутата, звучит удивительно, но, судя по всему, не является каким-то уникальным явлением. Лишь недавно похожий скандал разразился в СИЗО Серпухова, когда в СМИ попали фотографии о шикарных именинах "смотрящего" в тюрьме. Заключенный и его товарищи справляли праздник прямо в камере с запрещенными продуктами и алкоголем, нарядились в костюмы и снимали происходящее на мобильный телефон.
По результатам проверки руководство СИЗО отстранили от работы. Должностей лишились начальник тюрьмы Сергей Зайцев и два его заместителя.