Житель Воронежской области отсидел 14 лет за преступления маньяка Ретунского
Global Look Press
Воронежская пресса опубликовала материалы уголовного дела, по которому проходил житель города Поворино Михаил Гарибов. Его обвинили в убийстве несовершеннолетней девушки и приговорили к длительному сроку лишения свободы. Гарибов провел за решеткой 14 лет, после чего вышел на свободу как невиновный. Сам Михаил утверждал, что во время следствия подвергался пыткам.

Гарибову инкриминировали преступления 23-летней давности, передают "Вести-Воронеж". Он был задержан в сентябре 1994 года за убийство 16-летней Илоны Петашко. Девушка приехала в Поворино с Севера на каникулы к бабушке в середине июля 1994 года. Днем Илона ездила на велосипеде купаться на речку, а вечером ходила на дискотеку в клуб железнодорожников.

4 августа 1994 года Илона поехала на пляж и пропала. К вечеру девушку стал искать ее брат. Он обнаружил на берегу реки вещи и велосипед сестры.

24 августа 1994 года тело Илоны Петашко нашли в лесном массиве "Отрог". Оно лежало в ложбине под ветками и травой. Из-за того, что с момента гибели девушки прошло немало времени, судмедэксперты не смогли точно определить, подвергалась ли она изнасилованию.

Уже к концу августа милиционеры и прокуроры отчитались начальству о поимке подозреваемого в убийстве Петашко. Им оказался 21-летний поворинец Михаил Гарибов, который за год до этого освободился из колонии по УДО. В колонию мужчина попал за изнасилование.

Из-за судимости и мимолетного знакомства с Илоной Гарибов "показался силовикам подходящим кандидатом в убийцы". Сразу после задержания молодой человек признался в том, что пытался изнасиловать Илону и в итоге случайно убил ее.

Версия оперативников

По официальной версии, Гарибов увидел приезжую девушку эффектной внешности в клубе на дискотеке 30 июля 1994 года. Илону сопровождал ее молодой человек, которого она называла своим женихом.

На следующий день, 31 июля, Михаил Гарибов якобы стал приставать к Илоне за клубом, в саду дома пионеров, но та от близости отказалась. О домогательствах Михаила во время следствия рассказали подруга Илоны и ее возлюбленный.

4 августа 1994 года Михаил Гарибов, по версии следователей, проезжал мимо реки Свинцовка на отцовском "Москвиче". На пляже у железнодорожного моста он увидел Илону Петашко. Гарибов силой усадил ее в автомобиль и отвез в сторону Козьего пляжа. Там он якобы стал раздевать Илону. Но девушка оказала сопротивление, отбиваясь подобранной с земли палкой. Тогда Михаил ударил Илону кулаком в лицо, а потом ногой в шею. При падении девушка ударилась головой о дерево.

Как позже писали судмедэксперты, удар ногой в переднюю часть шеи вызвал у Илоны травму рефлекторных зон. Произошла остановка сердца и дыхания. Петашко умерла на месте происшествия.

Труп Гарибов погрузил в "Москвич" и отвез в лесной массив, где и спрятал.

Оказавшись в СИЗО, Михаил Гарибов сознался еще в одном убийстве. Второй его жертвой якобы стала Мария Митина. В 20-х числах июня 1994 года женщина уехала из поселка Почтовый устраиваться на работу в Поворино и исчезла. Она была в розыске почти три месяца.

9 августа 1994 года труп Митиной нашли в лесопосадке неподалеку от села Моховое. Как и в случае с Илоной Петашко, судмедэксперты не смогли установить факт изнасилования женщины, а также причину смерти.

Следователи выдвинули похожую версию расправы: якобы Гарибов вызвался подвезти Митину, потом выпил с ней водку в "Москвиче", а в ходе ссоры задушил пассажирку платком.

Переехав из поворинского в воронежский следственный изолятор, Михаил Гарибов в конце сентября 1994 года отказался от признательных показаний. При этом он утверждал, что с Митиной вообще никогда не встречался.

"Явку с повинной написал не по своей воле, а под давлением сотрудников милиции, которые избивали меня", - утверждал Гарибов.

В протоколе нового допроса обвиняемого Михаил Гарибов рассказал, как оперативники показывали ему фото Илоны и Марии, детально описывали их внешность, одежду, подробности исчезновения, места убийства и сокрытия тел. Прокуроры тут же организовали проверку действий милиционеров, но ничего противозаконного в них не нашли.

Впрочем, эпизод с убийством Митиной из уголовного дела все-таки убрали "за недоказанностью". Выяснилось, что "Москвич", на котором Гарибов, по версии следователей, подвозил потерпевшую, на момент убийства стоял в ремонте.

Однако откреститься от обвинений в убийстве Петашко Гарибову не удалось, хотя у него было алиби: в день расправы Михаил ездил с друзьями на рыбалку. Суд решил, что мужчина поехал удить рыбу сразу после сокрытия трупа девушки.

Доказательствами вины Михаила Гарибова стали показания знакомых Илоны об инциденте в саду дома пионеров, следы шин легкового автомобиля неподалеку от места преступления и след от ботинка с ребристой подошвой, похожий на поверхность ботинка из дома Гарибова.

"Показания подсудимого суд находит надуманными и несостоятельными, данными с целью ввести суд в заблуждение, чтобы избежать уголовной ответственности за совершенные преступления. Данная версия Гарибова опровергается его же показаниями, данными на предварительном следствии", - говорилось в приговоре российской Фемиды. В апреле 1995 года Воронежский областной суд назначил Гарибову наказание в виде 14 лет колонии строгого режима.

Убийства не прекратились

Серия убийств девушек после поимки Гарибова не прервалась. 19 мая 1995 года 14-летние школьницы Люда Федорова и Оля Подзорова уехали кататься на велосипедах и пропали. 21 мая 1995 года их нашли убитыми. Впоследствии выяснилось, что со школьницами расправился маньяк-насильник Владимир Ретунский. Он был задержан в 1996 году, после чего признался в изнасилованиях и убийствах Марии Митиной и Илоны Петашко.

Впрочем, поимка настоящего маньяка не повлияла на судьбу Гарибова. Невиновный мужчина отсидел за решеткой отмеренный ему 14-летний срок.

По версии следователей, с 1990-го по 1996 год от рук "поворинского маньяка" Владимира Ретунского погибли 12 женщин и девушек. Правда, доказать причастность насильника к убийствам удалось лишь в восьми эпизодах.

Житель Поворино Владимир Ретунский действовал по отработанной схеме. Работая водителем грузовика, он подбирал жертв у дороги и предлагал их подвезти. "В автомобиле у него отсутствовала ручка на двери, чтобы жертва не могла выскочить. Специально он это предусмотрел", - рассказывала замруководителя отдела криминалистики СУ СК РФ по Воронежской области Алла Хмелева.

Запугав пассажирку, Ретунский душил ее, а потом убивал удушением или с помощью ножа. Следователи также не исключали, что маньяк "совершал надругательство над трупом".

Примечательно, что серийный убийца избежал пожизненного срока лишения свободы. Уже в 2012 году Ретунского выпустили на свободу. В полиции при этом пообещали, что в течение шести лет будут следить за каждым его шагом. Серийному убийце запретили находиться вне жилого помещения с 22:00 до 6:00, а также посещать увеселительные заведения - бары, рестораны и кафе.

Кроме того, Ретунскому запрещено появляться на людях во время общественных праздников и пересекать границу Поворинского района. Правда, большинство убийств "поворинский маньяк" совершил в окрестностях родного города.

Осудить кого угодно за что угодно, и даже без пыток

Российские следственные органы не раз демонстрировали готовность сажать за решетку невиновных, чтобы улучшить статистику и рапортовать о раскрытии серийных убийств. Например, в 2012 году в Пензенской области был пойман каннибал, за преступления которого к тому времени уже был осужден инвалид из Белинского Александр Жуплов.

Местные жители говорили, что Жуплов просто подвернулся стражам порядка под руку и его осудили по сфабрикованному делу. "Его Жуплик звали. Совершенно беззлобный городской чудик, фантазер. Его обижали, а он даже руки на обидчиков не поднимал", - вспоминала жительница Белинского Ольга.

На след настоящего серийного убийцы сыщики вышли случайно. Первоначально его задержали в связи с расследованием кражи из местного хозяйственного магазина. Однако на допросе задержанный Александр Бычков стал неожиданно рассказывать о трупах, которые он закапывал за своим домом в овраге на улице Лермонтова, где расположена мусорная свалка.

"В этом месте было найдено захоронение шести человек, останки извлечены из земли и направлены на экспертизу, - говорила официальный представитель следственного управления Пензенской области Мария Орлова. - Подозреваемый опознал предъявленные ему фотографии убитых".

С жертвами Александр Бычков расправлялся при помощи ножа. Затем он вырезал у них печень и съедал ее.

Так же топорно работают в некоторых случаях даже столичные следователи, прокуроры и судьи. В 2011 году пресса писала о москвиче Максиме Руденко, которого приговорили к 14 годам лишения свободы за зверское убийство.

19-летний Руденко был задержан участковым милиционером вечером 7 апреля 2007 года, когда пил с друзьями пиво возле станции метро "Преображенская площадь". Подъехавший по вызову коллеги милицейский патруль отвез его в ОВД "Преображенский", где оперативники сразу же "взялись за работу". Стражи порядка решили как следует "раскрутить" задержанного и сходу обвинили его в зверском убийстве, совершенном в том же районе тремя днями ранее.

Дело в том, что 4 апреля 2007 года на Большой Черкизовской улице был найден труп 37-летнего москвича Максима Лаврика. Ему нанесли не менее 50 ударов ножом, от которых мужчина скончался на месте. Позднее было установлено, что преступление совершили члены неонацистской банды Артура Рыно и Павла Скачевского.

В тот день ксенофобы специально поехали в район Черкизовского рынка "на охоту". Они выискивали людей с неславянской внешностью с целью убийства. В сумерках скинхеды "обознались" и приняли Лаврика за выходца из Средней Азии. Расистам не понравились слишком густые и черные брови потерпевшего.

Два часа Максима жестоко избивали по голове руками и "запрещенным к использованию предметом" - стелькой от обуви, внутрь которой были вшиты шурупы и болты. Попутно стражи порядка объясняли, что он убил прохожего. Чтобы юноша скорее "признался", ему обещали сравнительно мягкое наказание: два года условно за превышение пределов самообороны.

Однако Максим упорствовал, и тогда милиционеры пригрозили: "Вставим в ж*пу палку, сфотографируем и пошлем на зону". В итоге Руденко подписался под признательными показаниями и был осужден.

Позднее родственникам Максима удалось доказать его алиби, а также обратить внимание на показания свидетелей, противоречащие официальной версии. Прокуратура два года отказывалась пересматривать уголовное дело, но после трех лет заключения Руденко все-таки выпустили на свободу.

Между тем многие россияне одобряют и оправдывают самые жестокие способы ведения следствия, полагая, что они помогают искоренять маньяков и спасать жертв. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного фондом "Общественный вердикт".