В настоящий момент родственники погибшей Натальи Воронцовой написали жалобу в аппарат полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе о нарушении права потерпевшей на медицинское обслуживание. Ранее, в марте, родственники направили в Генеральную прокуратуру России заявление о необоснованности привлечения ее к уголовной ответственности. Оба документа были переданы в прокуратуру Новосибирской области, передает "Радио Свобода".
Одновременно жители пятиэтажки, в которой жила 30-летняя Наталья Воронцова, обратились в Сибирский межрегиональный общественный правозащитный фонд "Вена-89".
"Наталью Воронцову арестовали 11 ноября прошлого года, - говорит руководитель правозащитного фонда, экс-сенатор от Новосибирской области Алексей Мананников. - Формально - как соучастницу в деле своего мужа, которого арестовали ранее". Супруг Воронцовой оказался под стражей в августе 2008 года.
Следователи новосибирского управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) обвиняли ее мужа Дмитрия по статьям 228 (распространение наркотиков в крупном размере) и 159 (мошенничество в крупном размере) УК РФ.
Друзья и родственники Воронцовых говорят, что женщину, по сути, взяли в заложники. При этом стражи порядка рассчитывали этим оказать давление на ее мужа: дескать, ради освобождения супруги Дмитрий признает свою вину. Однако в инкриминируемых ему преступлениях мужчина так и не сознался.
По словам подруги Натальи Воронцовой, сразу после ареста Дмитрия женщина начала активную деятельность в защиту супруга. "Наташа была грамотная, знала законы и куда обратиться, все-таки закончила Институт Управления, - поясняет ее знакомая Вера Смоленская. - Она приносила документы, искала нужных людей, адвокатов, которые могли помочь мужу".
При встречах с подругой Наташа рассказывала, что следователи ей угрожают: грозились отнять детей, а мужу в приватной беседе пообещали "закатать обоих в асфальт".
"Вот такой начался кошмар", - добавляет Вера Смоленская. Однако Наталья свою деятельность не прекратила, и потому Воронцову решили арестовать как соучастницу, полагает ее знакомая.
Тюремщики противились лечению
В камере у Натальи начались проблемы со здоровьем: постоянно держалась высокая температура и неожиданно появилось уплотнение на бедре. На свиданиях с родителями мужа она жаловалась, что "все тело ноет". Тюремные медики говорили, что она здорова, и обвиняли в симуляции, сообщает "Свободная пресса". Лишь когда на месте уплотнения образовалась опухоль, заключенную доставили в медсанчасть.
Операцию по удалению опухоли сделали в апреле 2009 года в гражданской больнице. Врачи настаивали хотя бы на трехдневном нахождении под наблюдением в стационаре, но следственные органы в этом отказали. Уже через полчаса после операции Наталью отправили обратно в холодную, сырую камеру СИЗО.
Вера Смоленская вместе с родителями Дмитрия нашли специалистов-врачей, которые были готовы приехать в СИЗО с необходимой аппаратурой и сделать нужные анализы, чтобы понять, что происходит с Натальей. "Следствие отказало, сославшись на то, что врачи, которых мы нашли, могут сфабриковать Наташины анализы по нашему указанию", - говорит Смоленская.
По ее мнению, работники юстиции демонстрировали полное равнодушие к судьбе человека. "Нет у них, видимо, ни капли милосердия", - заключила подруга погибшей.
Судилище по справке
В течение следующих месяцев Наталья очень быстро из здоровой женщины превращалась в настоящую развалину: тело распухло, перестали сгибаться колени и почти не открывались глаза. Тем не менее, суд продлил ей срок содержания под стражей.
Как следует из копии решения суда, которую правозащитник Мананников разместил в интернете, 19 июня 2009 года решение о продлении ареста вынес Ленинский районный суд Новосибирска. В документе сказано, что Воронцова обвинялась по тяжким статьям и ей грозило до 20 лет тюрьмы. При этом свою вину она не признала, оказывать содействие предварительному следствию не желает, а противопоказаний для ее содержания под стражей, в том числе медицинских, нет.
"Судья выносил решение на основе справки от тюремных медиков, утверждавшей, что Воронцова здорова", - поясняет Мананников.
При этом работница Фемиды видела реальное состояние подследственной. "Судья у нее спросила, в чем дело, на что Наташа ответила, что мне, мол, тоже хотелось бы знать, что со мной происходит, но никто не дает ответа", - говорит Вера Смоленская.
Охрана не давала пищу
После продления срока заключения следователи сами начали возить арестованную по врачам. А через три дня - 21 июля - ее доставили в отделение гнойной хирургии 25-й медсанчасти с диагнозом "сепсис".
Женщину поместили в реанимационную палату и сделали вторую операцию. Родственникам Натальи хирург тогда сказал: "Я не Бог, постараюсь сделать все, что смогу, но положение тяжелое". Он также добавил, что для восстановления после операции ей нужно усиленное питание - соки, бульоны. Два дня охранник разрешал передачи, а на третий отказал, сославшись на запрет следствия: дескать, по инструкции все продуктовые передачи должны идти через СИЗО.
"Больше ее живой уже никто не видел. Она просто сгнила заживо", - заключает Вера Смоленская.
9 августа Наталья умерла. У нее остались два маленьких сына - пятилетний Ваня и годовалый Дима. Они сейчас находятся под опекой своих бабушки и дедушки - родителей Дмитрия.
Изуродованный труп хоронили в закрытом гробу
Вера Смоленская уверена, что трагедии можно было избежать, если бы Наталье вовремя оказали квалифицированную медицинскую помощь. В СИЗО женщину доставили абсолютно здоровой.
"Она всего за полгода до этого родила ребенка. Женщины в период беременности проходят все возможные обследования и максимально следят за своим здоровьем, - говорит подруга погибшей. - Забирали ее здоровой и красивой. Какой я увидела ее на похоронах, невозможно описать: все тело - сплошная гнойная рана". Из-за этого Наталью Воронцову даже хоронили в закрытом черном мешке.
В четверг 20 августа Наташиному мужу Дмитрию разрешили приехать на ее могилу. "Видимо, пошли на этот шаг, потому что в городе история наделала много шума", - считает Вера Смоленская.
Арестанта привезли на кладбище в сопровождении четырех охранников, к одному он был пристегнут наручниками. "Как будто, правда, какой-то рецидивист", - добавляет Смоленская.
Родители Димы тоже подъехали на кладбище вместе с младшим внуком.
"У них с Наташей была хорошая семья, ни лучше, ни хуже, чем у других, - продолжает подруга погибшей. - Жили они скромно. Поэтому даже люди, не знавшие их близко, удивлялись, что Диму объявили главарем наркомафии".
Некоторые непреступники живут в Новосибирске гораздо богаче, свидетельствует Вера Смоленская.
По ее словам, Наталья даже в декрет по уходу за ребенком не пошла, а сразу после родов вернулась на работу в ТСЖ, где была председателем. Женщина каждый месяц ждала зарплату со словами: "Ну когда уже, когда?!" А заработная плата - всего 4 тысячи рублей.
К настоящему времени родители Дмитрия уже оформили опеку над его детьми. Однако мальчики не понимают, что произошло с их родителями. Недавно старший Ванечка заявил Вере Смоленской, что его мама поехала зарабатывать деньги, а когда вернется "мы купим большую машину и улетим на ней в космос".
Сама Вера не понимает, почему сотрудники правоохранительных органов обошлись с семьей Воронцовых столь бесчеловечно, лишив даже элементарной медицинской помощи.
Букет сомнительных обвинений
Наталью Воронцову обвиняли в самых разных преступлениях, как рассказал следователь по этому делу Юрий Кузнецов. Помимо сбыта наркотиков и совершения мошенничеств с квартирами, женщине инкриминировали грабеж, вымогательство и ряд сопутствующих статей. В частности, Воронцовой предъявляли обвинение по статье 210 (организация преступного сообщества) УК РФ.
По поводу сравнительно скромной жизни Воронцовых следователь добавил, что это еще не свидетельствует об отсутствии у них денежных средств. "Если они совершают преступления, денежные средства у них были. Мы еще вменили факты легализации", - говорит Кузнецов.
По его сведениям, в действительности Воронцовы подпольно жили на широкую ногу. "Приобретались дорогостоящие автомобили, в том числе, и другое имущество, пока сейчас не буду называть, какое, - добавил сыщик. - И то, что они жили в пятиэтажном доме по найму, хрущевка называется, это еще ни о чем не говорит".
Как следует из копий документов, которыми располагает правозащитник Алексей Мананников, уголовное дело составляет 49 томов и по нему проходит 12 человек.