Власти России заключили мировое соглашение с жителем Казани Рафаэлем Сафиным, который подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на жестокое обращение со стороны сотрудников отдела полиции "Дальний"
CherryX / wikipedia.org
Власти России заключили мировое соглашение с жителем Казани Рафаэлем Сафиным, который подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на жестокое обращение со стороны сотрудников отдела полиции "Дальний" (переименован из-за дурной репутации в отдел N9 "Сафиуллин"). Сафина стражи порядка перепутали с преступником и грубо задержали. Перед этим они открыли стрельбу на улице.

Решение по жалобе Сафина, которого представляла правозащитная организация "Зона права", опубликовано на сайте суда.

Жалобу жителя Татарстана объединили с обращениями еще шестерых россиян: 48-летнего Александра Рахманова, 36-летнего Ильи Мильчакова, 46-летнего Константина Триандафилиди, 49-летнего Владимира Чирлина, 45-летних Бориса Краснопевцева и Сергея Нестерова. Все заявители обвинили силовиков в жестоком обращении и неэффективном расследовании этих случаев. То есть, по их мнению, российские власти нарушили статьи 3 и 13 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток и право на эффективное средство правовой защиты), отмечает "Медиазона". В итоге каждому из заявителей российские власти согласились выплатить по 20 тысяч евро.

Как следует из материалов дела, 16 августа 2014 года. 20-летнему Рафаэлю Сафину позвонил его знакомый и попросил приехать к дому его тети на Проспекте Победы, в жилище которой погас свет. Как потом оказалось, кто-то через электрощитовую выключил свет в квартире женщины.

Молодой человек приехал по адресу, зашел в подъезд, как вдруг ему крикнули "Стоять!". Рафаэль обернулся и увидел двух мужчин в штатском, которые направили на него пистолеты. От страха молодой человек выбежал из подъезда. После этого один из незнакомцев дважды выстрелил. Рафаэль остановился и лег на землю.

По словам Сафина, подбежавшие мужчины ногами били его по лицу и телу. После избиения на Рафаэля надели наручники. Никакого сопротивления молодой человек не оказывал, оружия и запрещенных предметов при нем не было.

"Когда я поднял голову и попросил их представиться, то один из них наступил мне на голову ногой, - вспоминал Рафаэль. - Потом меня поставили на колени и держали под дулом пистолета. Когда я попросил снять наручники, то мне сказали, что у них нет ключей".

Задержанного доставили в отдел полиции, где с него взяли объяснение и отпустили. Врачи зафиксировали у него кровоподтеки на лице и груди, а также ссадины на колене.

(18+)

По версии полицейских, им поступила команда на задержание преступника, объявленного в розыск за убийство. Для этого капитаны полиции Азат Абдуллин и Эльмир Намазов через электрощитовую выключили свет в конкретной квартире и стали ждать выхода на площадку подозреваемого (позже выяснилось, что преступника вообще не было в квартире). При тусклом освещении они не опознали человека, подошедшего к электрощитовой. Свою ошибку сотрудники МВД поняли, когда рассмотрели лежавшего на земле Сафина.

Прибывший на место происшествия начальник отдела уголовного розыска ОП N9 Павел Романов заявил, что считает действия участковых правомерными - поскольку "была реальная угроза жизни и здоровью сотрудников полиции".

"Как заявили сами участковые, они следили за квартирой, из которой должен был выйти 55-летний преступник. Вместо этого они погнались за 20-летним парнем, вошедшим с улицы, - рассказывал представитель пострадавшего, юрист Андрей Сучков. - Видеозапись, сделанная с камеры близлежащего магазина, опровергает доводы полицейских о том, что они бежали за парнем, держа в руках служебные удостоверения. Они передвигались, держа пистолеты обеими руками. Даже когда полицейские подошли к Рафаэлю, ни один из них не предъявил "корочку".

В начале 2015 года в отношении участковых возбудили дело о превышении должностных полномочий с применением насилия (часть 3 статьи 286 УК РФ). Однако вскоре прокуратура Татарстана отменила это решение, признав действия силовиков законными. Вскоре Генпрокуратура России потребовала возобновить уголовное дело. Но в итоге дело все же закрыли, сославшись на отсутствие состава преступления.