По словам заместителя начальника Управления следственных изоляторов ГУИН Александра Леонова, назначенного руководителем этого отдела, в обязанности его подчиненных входит работа по исполнению рекомендаций международных и отечественных правозащитных организаций по приведению существующей в России уголовной и исполнительной практики в соответствие с требованиями ратифицированных Россией международных конвенций и рекомендациями Совета Европы.
Сотрудники нового ведомства "будут напрямую контактировать с представителями таких уважаемых в Европе правозащитных организаций, как Европейский комитет по предупреждению пыток, Международный Комитет Красного Креста, Европейский суд по правам человека в Страсбурге".
Несомненно, это позволит избавиться от многих бюрократических сложностей. Хотя формально контакты ГУИН с европейскими и международными правозащитными организациями были установлены еще в 1993 году, а с 1998 года между ГУИН и Европейским комитетом по предупреждению пыток установились отношения сотрудничества. Эмиссары этой международной организации несколько раз в год посещают с инспекционными поездками исправительные учреждения и места лишения свободы в различных регионах России. По результатам этих поездок публикуются доклады о различных случаях нарушений прав заключенных.
Среди основных претензий правозащитников к российской пенитенциарной системе переполненность камер СИЗО и тюрем. Так, по сообщениям РИА "Новости", при нормативе содержания 16299 человек в учреждениях ГУИН Минюста РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области содержится 24178 человек.
Начальник пресс-службы ГУИН Минюста по Петербургу и области Владимир Калиниченко заявил, что наиболее сложная ситуация сложилась в СИЗО ╧ 1, более известном как тюрьма "Кресты". Там содержится 8122 человека, что превышает норму почти в четыре раза. Естественно, такая ситуация ненормальна для психологического состояния заключенных, она провоцирует конфликты между подследственными. Часто доходит даже до драк с причинением тяжких телесных повреждений. Кроме того, перенаселенность камер ведет к элементарному несоблюдению приемлемых бытовых условий для заключенных.
Обращение с заключенными сотрудников исправительных учреждений также далеко не только от идеальных, но даже просто от человеческих норм. Например, летом этого года разразился громкий скандал в Пермской области, когда стали известны факты жестокого обращения с заключенными со стороны персонала колонии поселка Чепец. Тогда на защиту осужденных встали правозащитники.
Стало известно, что во время одной из плановых проверок бойцы спецназа значительно "превысили свои полномочия", а именно избивали без причины заключенных в течение нескольких дней - "били, когда шли в столовую, во время приема пищи, заставляли изображать самолет, то есть бегать вокруг плаца с поднятыми руками".
Тогда пострадавшие осужденные направили в Пермский правозащитный центр 140 жалоб. В каждой досконально изложено, каким пыткам подвергались обитатели колонии в течение двух дней в апреле этого года. Была составлена информационная записка на имя уполномоченного по правам человека в Пермской области. В ней говорится, что в колонии действительно проходила операция спецподразделения, а резиновая дубинка применялась как средство усмирения. После этого заключенные обращались в санчасть с различными травмами и ушибами. Пять человек были госпитализированы. И это не единичный факт жестокого обращения с заключенными в российских СИЗО и тюрьмах.