Сигналом для передела сфер влияния между преступными кланами стал расстрел "авторитета" Япончика. И, по словам источника газеты, сейчас многое зависит от его выздоровления.
"Если Япончик не выкарабкается, то, скорее всего, начнутся массовые расстрелы между бунтующими и возмущенными группировками, - полагает мафиози. - Мне известно, что уже сегодня заказаны 35 человек из грузинского клана в качестве мести за Японца. До конца года заказ будет осуществлен".
Родное государство и заморский кризис заставили бандитов выживать
В последнее время преступные группировки жили по новым законам - в прошлое ушли "крутые разборки" с массовыми расстрелами: теперь оружие применяется избирательно, а на первое место выдвинулись хитроумные методы борьбы за лидерство - экономические сделки, мошенничество, подкуп покровителей, покупка информации про конкурентов, оперативной информации из милиции и прочее.
Криминальные авторитеты вкладывают деньги в бизнес, религию, благотворительность, открывают фирмы, платят налоги, рвутся во власть, обзаводятся связями и даже финансируют кино. Для любителей киноклассики издание проводит сравнение нынешней ситуации с четвертой серией "Крестного отца", когда Дон Корлеоне ушел в легальный бизнес, но связи с прошлым остались.
Между тем, с объявлением олимпийских строек открылась новая ниша для возможного контроля. К тому же разразившийся мировой экономический кризис аукнулся и в криминале. Средний бизнес начал терпеть убытки, и это сразу же сказалось на доходах группировок, специализирующихся на "крышевании" рынков и рэкете.
По прежним договоренностям столичные овощные рынки были отданы азербайджанским преступным группировкам, но их в этом году стал теснить помощник лидера кутаисского клана Тариела Ониани Шакро-молодой.
Сам Тариел по кличке Таро покусился на занятую Асланом Усояном по прозвищу Дед Хасан сферу игорного бизнеса.
Проблем мафиози добавляют и государственные структуры, которые в последнее время всерьез озаботились ситуацией с оргпреступностью и стали лишать "крестных отцов" привычных кормушек: легальный игорный бизнес уже отняли, Черкизовский рынок закрыли, да и другие сферы уходят из-под контроля гангстеров.
Все это неминуемо ведет к обострению конкурентной борьбы между группировками и решающей схватке за существование.
Тем временем Япончик по-прежнему находится в больнице на грани жизни и смерти. На прошлой неделе у него вновь начался перитонит, он почти не приходил в сознание, и его экстренно прооперировали. Состояние его остается тяжелым. "Авторитетный" пациент реагирует на боль, но не может говорить и почти все время спит.
Гангстеры остепенились и стали "патриотами"
Бывший руководитель Управления по борьбе с оргпреступностью МВД РФ и депутат Госдумы Александр Гуров тоже считает, что российский криминалитет подвержен в последнее время серьезным изменениям и активно легализуется. "Если раньше криминал занимался грабежами, разбоем, рэкетом, то теперь воры обзавелись недвижимостью, подмяли под себя производящие предприятия, бизнес, легализовались", - объясняет Гуров.
Даже если "авторитетов" ловят и сажают за решетку, то на свободе у них остается недвижимость и бизнес, оформленные на подставных лиц.
"Крупные группировки уже не специализируются, скажем, на выбивании зубов проституткам и рэкете карманных воров, как это было у московской группировки "солнцевские", - продолжает парламентарий. - То, с чего начинали, осталось в прошлом. Деньги от рэкета вложены в дома, автосервис, бизнес, туризм".
А когда криминал легализован, иногда возникают и "патриотические", националистические моменты, когда православные выступают против мусульман или против пресловутого "засилья" грузинской мафии.
Еще одно отличие нынешней оргпреступности - нет строго иерархического деления на главного босса мафии, "смотрящего" и прочих. "Сегодня все стало более расплывчатым. При этом мафия стала и более цивилизованной, - говорит офицер МВД в запасе. - Она вырастила свои кадры внутри политической, экономической и правоохранительной системы, направляла туда своих людей".
По мнению Александра Гурова, за какие-то 20-25 лет российская мафия показала удивительную жизнеспособность, повторив 200-летний период становления итальянской мафии.
Правда, сохраняются и определенные отличия. "Здесь (в России) нет такой крупной группировки, как, например, коза ностра (сицилийская мафия) - семья, которая живет годами, связи у них родственные и разные, - поясняет депутат. - У нас мафия более подвижная. И сейчас подвижки будут происходить с новой силой".
Со слов Гурова, уже сегодня в Москве поднимает голову рэкет 1980-х годов. За последние годы вымогательство как бы сошло на нет, поскольку пришли новые формы давления на бизнес. Но сейчас происходит возврат к прежним, казалось бы отжившим, формам насилия: "Плати или сожгу" и тому подобное.
Еще наметилась новая тенденция: мафия перебирается из крупных мегаполисов в областные центры, поскольку в провинции тоже появились деньги. Там стали пахать землю, выделяются федеральные ресурсы на производство и его реанимацию. "Вот туда пошла мафия заниматься и бизнесом, и одновременно тем, чем всегда занималась", - добавил Гуров.
Депутат признается, что противостоять оргпреступности невероятно трудно, поскольку бандитов прикрывают коррумпированные чиновники. "А милиция не справляется, в том числе потому, что отделы по борьбе с оргпреступностью расформировали - просто уничтожили", - сетует Александр Гуров.
Криминальная карта столицы
Территория Можайского, Хорошевского шоссе, Перово, Щукино, Раменки, Динамо, Черемушки, район метро станций "Южная", "Пражская", Балашиха, Одинцово, ряд крупных фирм в центре столицы - зона влияния "солнцевской" группировки.
Примерная численность "солнцевских" - более 1 тысячи бойцов, не считая бригадиров и подчиненных.
Гангстеры специализируются на недвижимости, "крышуют" фирмы на "своей территории", отмывают деньги, полученные от наркоторговли. В сферу интересов "солнцевских" также входят гостиничный и мусорный бизнес столицы.
Район станции метро "Белорусская" - это зона ответственности "Тбилисского криминального клана". Примерная численность - порядка 3 тысяч человек. Возглавляет эту группировку "вор в законе" Дед Хасан (Аслан Усоян). А своеобразная "штаб-квартира" грузинских "авторитетов" расположена в Сочи.
Приспешники Деда Хасана специализируются на нефтяном, гостиничном, торговом, игорном бизнесе. Они также интересуются банковской сферой, торговлей металлами, турбизнесом, автомобильным бизнесом и отмыванием денег.
Часть Центрального округа курирует "Славянский криминальный клан", руководство которого по иронии судьбы базируется в США. Специализируется эта группировка на торговле автомобилями и контрабанде товаров. Также гангстеры проявляют интерес к банковской сфере, игорному бизнесу, информационным технологиям. Члены этой группировки примкнули к Деду Хасану.
В том же Центральном административном округе действует и еще один "Тбилисский криминальный клан", куда входит более 3 тысяч человек. Возглавляет его "вор в законе" Тариел Ониани по кличке Таро, которого несколько лет назад выжили с Пиренейского полуострова испанские полицейские. Тем не менее, базируется эта группировка в Испании.
Подручные Таро специализируются на игорном бизнесе, действуют в банковской сфере, торгуют недвижимостью, наркотиками, оружием, а также отмывают деньги.
В Северном округе работает "Измайловская" преступная группировка, насчитывающая более 1 тысячи человек. Лидером ее считается "вор в законе" Аксен (Аксенов), а база "измайловских" расположена в Москве.
"Коренные" московские бандиты специализируются на "крышевании" местного бизнеса (в том числе сети маршрутных такси) и, частично, банковской сферы. Они ведут торговлю, занимаются страхованием и вымогательством.
"Измайловские" проявляют лояльность по отношению к Деду Хасану и Япончику.
Алтуфьевский район, Лианозово, район станций метро "Полежаевская", "Октябрьское поле", район Мневников - территория, с которой кормится грузинский клан Лаши Шушанашвили, приспешника Таро.
Подручные Лаши "курируют" средний бизнес, торговлю (в том числе недвижимостью) и борсеточников.
Районы Нагатино, Марьина Роща, Текстильщики, Люблино, Братеево - сфера деятельности азербайджанской группировки, в которой нет общего "авторитета". Азербайджанские гангстеры контролируют рынки Москвы, "крышуют" предпринимателей на "подопечной" территории и занимаются рэкетом.
Район Таганки находится под контролем "китайской" группировки. Ее лидеры постоянно меняются. Бандиты заняты контрабандой ширпотреба, продажей техники и наркотиков. В Измайлово и Тушино действует "гольяновская" группировка во главе с "вором в законе" по кличке Паша. Эти гангстеры специализируются на грабежах (в том числе в стиле борсеточников) и мелком торговом бизнесе. Они также контролируют рынки и местный бизнес.
Район Московского нефтезавода Москвы - место "кормления" еще одной грузинской группировки. Преступники "курируют" банки, нефтяной и гостиничный бизнес, а также "крышуют" предприятия на подопечной территории.