Во главе преступной группировки стоял бывший начальник милиции ГОВД ставропольского города Буденновска, полковник милиции Руслан Геворкян, пишет "Новая газета".
Также на скамье подсудимых оказался начальник районного отдела по борьбе с экономическими преступлениями Александр Лысенко, начальник отдела по борьбе с налоговыми преступлениями Сергей Верхоглазов и два предпринимателя.
В вердикте присяжных отмечено: Руслан Геворкян, а также его подчиненный - офицер милиции Сергей Верхоглазов и бизнесмен из Буденновска Лаврентий Григорян "снисхождения не заслуживают". Еще один подсудимый - также офицер милиции - Александр Лысенко признан присяжными "виновным, но заслуживающим снисхождения". Пятый из подсудимых, буденновский предприниматель Арам Арутюнян, с точки зрения присяжных "полностью не виновен".
Добавим, что Лаврентий Григорян, проходивший по делу свидетелем, но отказавшийся от сотрудничества со следствием, был переведен в разряд обвиняемых.
Дело еще одного обвиняемого, директора крупнейшего в Буденновском районе зернового хозяйства "Терское" Николая Бобряшова, было выделено в отдельное производство. В ходе следствия "всплыл" эпизод, когда в 2003 году он расстрелял из автомата машину и тяжело ранил женщину, которая ею управляла, пишет газета "Коммерсант". Как выяснилось, предприниматель стрелял, чтобы отомстить неким бандитам, которые вымогали у него деньги, но перепутал машины. За это господина Бобряшова приговорили к десятилетнему сроку. Теперь ему еще предстоит суд по делу "оборотней".
Наряду с организацией преступного сообщества, превышением должностных полномочий, взяточничеством, мошенничеством подсудимые также уличены "в создании в сговоре с директорами ряда коммерческих структур подпольного спиртзавода" и даже в разглашении государственной тайны.
Согласно материалам следствия, Геворкян со товарищи под прикрытием погон "организовали" на территории района собственный спиртзавод ООО "Центр-Продукт". Не имея лицензий на производство, хранение и реализацию этилового спирта, завод в течение двух лет "перегонял" пшеницу на "огненную воду". Ежесуточно изготавливалось более тридцати тонн спирта, уходившего по нелегальным каналам.
Зерно же для завода поступало в виде "добровольной" материальной помощи от местных колхозов и акционерных сельхозпредприятий в так называемый "Фонд помощи правопорядка". Тех предпринимателей, кто с таким положением дел мириться не желал, ожидали "штрафные санкции": либо их автопарк не проходил техосмотр, либо на самого бизнесмена фабриковалось уголовное дело, за закрытие которого требовалось платить. С особо строптивыми не церемонились и в качестве устрашения бросали в камеру или похищали.
Как установило следствие, обвиняемые Верхоглазов и Лысенко даже ездили в Москву к руководству "ЛУКОЙЛнефтехим", добиваясь выгодных условий для Арама Арутюняна, который занимался реализацией полиэтилена, получая его по цене в два раза ниже средней отпускной цены завода.
Главную роль в разоблачении буденновских "оборотней" сыграли сотрудники УФСБ по Ставропольскому краю, к которым обратилась родственница одного из похищенных бизнесменов из Минеральных Вод. Расследуя это дело, чекисты и вышли на "милицейскую крышу" Буденновска. Всех выявленных членов группировки взяли под стражу непосредственно в рабочих кабинетах ГРОВД.
Напомним, что операция в Буденновске была проведена в сентябре 2003 года - вскоре после разоблачения "оборотней в погонах", работавших в Московском уголовном розыске. О ней так же, как и о деле муровцев, на всю страну объявил тогдашний глава МВД Борис Грызлов.
В результате спецоперации, проведенной сотрудниками ФСБ 23 сентября 2003 года, у подозреваемых было проведено одновременно 14 обысков и изъято в общей сложности 10 с половиной миллионов рублей, 620 тысяч долларов, 83 тысячи евро, девять золотых слитков, пять килограммов золотых изделий (309 наименований), 348 золотых монет, оружие, взрывчатка, боеприпасы, оперативные материалы с грифами "Совершенно секретно" и долговые расписки, уличающие членов преступного сообщества в совершении финансовых махинаций.
Кроме того, только Руслан Геворкян на момент ареста владел сразу тремя особняками: в Буденновске, на Кавминводах и в Ставрополе.
Учитывая, что в материалах уголовного дела имеются несколько томов с грифом "Совершенно секретно", наличие экспертизы, подтверждающей секретность данной информации, а также методов и способов работы спецслужб, используемых при расследовании, судебные слушания проходили в закрытом режиме.
Уголовное дело было возбуждено в сентябре 2003 года, а в краевой суд поступило в декабре 2004.
По данным "Ставропольской правды", на рассмотрение присяжных заседателей был предоставлен вопросный лист из 800 пунктов. Коллегии присяжных, проведшей в совещательной комнате почти неделю, потребовалось еще два дня, чтобы дать ответы на каждый из вопросов о виновности фигурантов дела. Вердикт оглашен без присутствия прессы. Из-за большого объема исследованных судом и подлежащих обобщению материалов (около 150 томов) дата оглашения основанного на вердикте присяжных приговора пока не назначена.