В соответствии с программой государственной защиты Виталий Бунтов переведен из Плавской колонии №4 в тульский СИЗО. Следователи опасаются, что тюремщики могут отомстить заключенному, рассказавшему о пытках в исправительном учреждении, пишет газета "Известия" со ссылкой на адвоката Бунтова Андрея Столбунова.
Защитник осужденного подчеркнул, что это первый в истории российской юриспруденции случай, когда осужденного берут под государственную защиту.
По словам Андрея Столбунова, он вместе с клиентом неоднократно подавал соответствующие жалобы на пытки с просьбой предоставить защиту, но всякий раз получал отказ. Ситуация изменилась лишь после того, как в конце апреля Бунтова жестоко избили в колонии строгого режима в Плавске Тульской области. Это стало поводом для подачи очередной жалобы на нарушение ст.3 Европейской конвенции (о пытках).
ФСИН объяснила выдранные ногти грибком и клеветниками
Виталий Бунтов был осужден в 2002 году на 25 лет за убийство Екатерины Лазаревой. Он отбывал срок в Хабаровском крае, а в январе 2009 года его перевели в ИК-1 Тульской области. Через год Бунтов написал своей жене Ирине письмо, в котором рассказал, как его пытают в колонии за отказ сотрудничать с администрацией. В конверт заключенный вложил собственные ногти, которые, по его словам, выдрали сотрудники ФСИН.
Дело Бунтова вызвало широкий резонанс, а московские правозащитники даже организовали пресс-конференцию с участием родственников осужденного.
По словам Ирины Бунтовой, 27 января 2010 года сотрудники колонии закрыли ее мужа в одиночной камере, а ночью туда пришли надзиратели и приближенные к ним осужденные. Они стали избивать Виталия, а под утро "загоняли иголки под ногти и вырывали ногтевые пластины клещами". В итоге заключенный лишился всех ногтей на руках и ногах.
Проведенные экспертизы подтвердили, что ногтевые пластины были удалены механическим путем, а не отслоились из-за грибка, как заверяли сотрудники ФСИН, пишет "Справедливость". Надзиратели даже выдвинули встречное обвинение и привлекли Бунтова к суду за клевету.
5 июня 2012 года Страсбургский суд вынес беспрецедентное решение по жалобе заключенного Виталия Бунтова и присудил выплатить ему 45 тысяч евро за моральный ущерб и 10 тысяч евро за судебные издержки.
Между тем самого Виталия Бунтова из ИК-1 перевели в ИК-4. И, как утверждает его адвокат, накануне вынесения решения в ЕСПЧ заключенного снова избили сотрудники ФСИН.
До этого надзиратели принуждали Бунтова забрать свое заявление из Следственного комитета и отозвать иск, поданный в ЕСПЧ. Чтобы сломить волю заключенного, его много раз отправляли в штрафной изолятор (однажды он провел там 90 дней подряд). Также на Виталия налагались дисциплинарные взыскания.
В итоге в ситуацию вмешались правозащитники. В колонию выехали члены общественной независимой комиссии, которые сняли на видео интервью с Виталием Бунтовым и составили акты медосвидетельствования. После этого собранные материалы были переданы в СКР и ФСИН России. Они также были частично опубликованы на сайте Gulagu.net, а информацию об этом деле перепостили в социальных сетях более 500 блоггеров, говорит руководитель этого интернет-проекта Владимир Осечкин.
25 лет колонии за "бумажку" с чужой подписью
По словам адвоката Столбунова, сейчас в отношении сотрудников ФСИН, избивавших Бунтова, возбуждено уголовное дело. Кроме того, защита подала жалобу в надзорную инстанцию Верховного суда РФ, добиваясь пересмотра дела Бунтова. Главная улика в уголовном деле - признательные показания осужденного за убийство Екатерины Лазаревой - исчезла еще до суда и вынесения российской Фемидой 25-летнего приговора.
Как заметил адвокат, почерковедческая экспертиза показала, что под признательным протоколом подписался не Виталий Бунтов, а кто-то другой. А за следователя и адвоката расписывались посторонние люди, которые занимались в тот момент другими делами и даже не имели права опрашивать Виталия.
"Это грубейшее нарушение УПК, которое должно привести к отмене или пересмотру приговора", - подчеркнул Андрей Столбунов.
На суде исчезновение признания Бунтова следователь объяснила тем, что пять страниц с показаниями подсудимый съел сам во время ознакомления с делом.
"Там столько нарушений УПК, что на несколько дел хватит", - говорит Ирина Бунтова. Правозащитники говорят, что дело по по факту пыток в ИК-4 будет показательным, поскольку глава СКР Александр Бастрыкин взял его на особый контроль. Кроме этого, дело Бунтова будет находиться на спецконтроле и в Евросуде.
А пока Виталия Бунтова старательно прячут от мести тюремщиков. Программа госзащиты включает в себя широкий круг действий: например, осужденному могут изменить фамилию и имя, а также внешность. В СИЗО Виталий Бунтов будет находиться в отдельной камере под охраной все тех же сотрудников ФСИН, но из особого отдела.
Отметим при этом, что режим в изоляторе строже, чем в исправительной колонии. Однако в данном случае перевод в СИЗО продиктован интересами безопасности.