Дорогомиловский суд Москвы приговорил на сроки от четырех до семи лет заключения шестерых подсудимых, обвинявшихся в нападении на пассажиров метро, передает "Интерфакс". Суд признал всех обвиняемых, среди которых большинство несовершеннолетних, виновными в хулиганстве по национальным мотивам (статья 213 УК РФ).
Самый большой срок - семь лет лишения свободы - суд назначил Дильгаму Гусинову, признав его виновным в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевших и в хулиганстве. Самый маленький срок в виде четырех лет лишения свободы в колонии общего режима получили двое подсудимых - Рамил Садыхов и Шахин Худиев. Суд посчитал их виновными только в хулиганстве на национальной почве.
Подсудимого Рашада Мамедова суд приговорил к пяти годам заключения с отбыванием наказания в воспитательной колонии, Грант Арутюнов проведет 6 лет в колонии общего режима, так как признан виновным в причинении легкого вреда здоровью и хулиганстве.
Оглашая приговор судья отметила, что при назначении наказания учитывает "характер и степень общественной опасности содеянного", а также "влияние назначенного срока на исправление подсудимых".
Смягчающими обстоятельствами суд назвал то, что ранее подсудимые не привлекались к уголовной и административной ответственности, к тому же большинство из них несовершеннолетние. Учтено и состояние здоровья подсудимых, а также отсутствие в деле отягчающих обстоятельств.
Из шести подсудимых только двое находились под стражей. В связи с этим судья отметила, что другие подсудимые должны быть взяты под стражу в зале суда.
Дело в отношении подсудимого Расула Халилова суд прекратил в связи с его гибелью - он был убит 3 сентября у подъезда своего дома.
Приговор Дорогомиловского суда может быть обжалован в течение 10 суток с момента оглашения в Мосгорсуд.
Данный приговор является первым, вынесенным в отношении группы молодых людей, напавших на лиц славянской внешности, которых они посчитали скинхедами.
Избиение в метро
Как следует из материалов громкого дела, 6 мая 2008 года хулиганы ранили ножами школьника Павла Новицкого и студента Федора Маркова. Нападение произошло в переполненном вагоне столичного метро. Туда семеро юношей 17-19 лет влетели с криками "Аллах акбар!" и сразу же набросились на потерпевших, которые возвращались с учебы.
Бандиты, оказавшиеся студентами юрфака академии министерства юстиции России, пинали жертв ногами, пробили ножом Павлу Новицкому легкое, а Федора Маркова ударили в грудь. Кончик лезвия остановился всего в двух сантиметрах от сердца Павла.
После этого злоумышленники восемь раз выстрелили Федору в лицо из пневматического пистолета. Все это молодчики снимали на камеру мобильного телефона, а запись якобы выложили потом в Интернет.
На месте милиционерам удалось задержать лишь одного из нападавших - Дильгама Гусейнова. Через него оперативники вышли на остальных участников побоища - Гранта Арутюнова, Чингиза Арифуллина, Рашада Мамедова, Шахина Худиева, Ага Рамила Садыхова и Расула Халилова. В интернациональной бригаде - азербайджанцы, армяне и татарин.
Усилиями СМИ и правозащитников дело получило общественный резонанс, а бандитов окрестили "черными ястребами".
Данное дело вызвало бурную полемику в обществе. По одним данным, группировка занималась нападениями на национальной почве и грабежами. Тем не менее, некоторые правозащитники, занимавшиеся данным делом, придерживаются иной точки зрения.
Так, член Московского бюро по правам человека Семен Чарный выразил мнение, что в данном деле речь не идет о беспричинном нападении, как это особенно активно пытаются представить националисты. По его мнению, члены банды искали в Москве скинхедов и именно на них совершали нападения. В любом случае, нет оснований говорить о "массовых кавказских бандах, нападающих на беззащитных русских".
Миф о "черных ястребах"
У большинства участников нападения в метро после задержания были обнаружены видеозаписи преступления, снятые камерами мобильных телефонов. Однако сейчас этот ролик можно легко найти в Интернете - он стал эффективным орудием ксенофобской пропаганды. Представители русских националистических организаций утверждают, что кадры выложили в сеть еще до ареста сами нападавшие, но подтверждений этой версии нет.
Спустя полгода, в ноябре 2008 года, на пресс-конференции, посвященной национальным конфликтам в московских вузах, руководитель следственного управления ГУВД Москвы Иван Глухов заявил, что в Москве задержана банда "Черных ястребов" - выходцев с Кавказа, которые нападали на людей славянской внешности, грабили и убивали прохожих и охотились на скинхедов. Дело расследуется, поэтому подробностей пока не будет, объяснил тогда Глухов.
Прошло еще полгода, и в Дорогомиловском районном суде начался процесс по делу о нападении в метро. Первым назвало обвиняемых "черными ястребами" не следствие, не суд и даже не скинхеды. Это сделало интернет-издание Infox.ru. С такой - дословно - формулировкой: "По некоторым данным, обвиняемые и есть "Черные ястребы"".
Феноменально, но кроме этого "по некоторым данным", нет ни одного доказательства того, что на скамье подсудимых действительно находятся "Ястребы". Как нет доказательств и того, что они вообще существуют. Но за красивое название ухватились националисты, которые дежурили возле здания Дорогомиловского суда в течение каждого заседания.
По версии следствия, встреча потерпевших и обвиняемых в метро была не случайной. Павла Новицкого и Федора Маркова на встречу пригласил один из двух находившихся с самого начала под стражей обвиняемых - Грант Арутюнов. С Новицким он познакомился на сайте "В контакте" - у того был характерный ник white_falcon ("белый сокол") и свастика вместо фотографии. Представившись псевдонимом "Сергей Казаков", Грант пожаловался на то, что в институте его обижают кавказцы. Павел выразил сочувствие.
Несколько недель они общались таким образом виртуально, потом Грант-Сергей спросил Новицкого, может ли тот помочь ему "решить вопрос с кавказцами". Тот сказал - нет проблем. После этого они договорились о встрече в метро.
Дальше начинаются догадки. Отец Гранта Александр Арутюнов утверждает, что Грант хотел просто поговорить с теми, кого считал скинхедами, чтобы понять, за что они ненавидят кавказцев. А "группу поддержки" взял с собой на всякий случай, причем в последний момент - якобы просто встретил ребят на Манежке, объяснил ситуацию и предложил пойти с ним. По версии русских националистов, Грант и остальные обвиняемые договорились обо всем заранее и целенаправленно шли бить скинхедов, а может и убивать.
В пользу второй версии говорит наличие ножа и пистолета. Но в материалах обвинения нет ни слова о предварительном сговоре нападавших. Нож и травматический пистолет носят с собой многие жители Москвы как средство защиты. Обвинению ничего не известно и про другие эпизоды нападений на "прохожих славянской внешности", о которых на упомянутой выше пресс-конференции заявил руководитель следственного управления ГУВД Москвы Иван Глухов.
Когда в Дорогомиловский суд пришел запрос от газеты "Коммерсант" с просьбой "разрешить фотосъемку на процессе по делу "Черных ястребов"", зачитывавшая его в заседании судья Птицына сказала: "Кто такие "Черные ястребы", я не знаю, у нас тут есть обвиняемые Арутюнов, Гусейнов и другие".
В пресс-службе ГУВД также не смогли объяснить, что же имел в виду год назад их представитель, говоря о расследовании дела в отношении неких "Черных ястребов". Следователь Павел Щербинин, который расследовал нападение в метро, сказал, что про "Ястребов" слышит впервые, а обвиняемые, которых он неоднократно допрашивал, показались ему "домашними мальчиками, вряд ли состоящими в какой-то банде".
Даже пресс-секретарь ДПНИ Елена Денежкина, присутствовавшая на каждом судебном заседании, выступила с туманными комментариями. "Конкретной информации у нас нет, но то, что есть случаи нападения кавказцев на скинхедов, это известно", - заявила она.
На просьбу найти кого-нибудь из "пострадавших скинхедов" Денежкина обещала "поузнавать", но так никого и не нашла.
"Черные ястребы", рожденные коллективными усилиями ГУВД и журналистов, так и остались фантомом, писал ранее "Русский репортер". Тем не менее, именно этот фантом, по всей видимости, 3 сентября привел к смерти 18−летнего студента Расула Халилова, гражданина России, вина которого судом доказана не была. И эта смерть вполне может превратить фантом в реальность.
Назначили "ястребом" и убили
Расула Халилова застрелили прямо в полдень 3 сентября 2009 года в микрорайоне Отрадное, возле дома №40А по Алтуфьевскому шоссе. Молодой человек вышел из подъезда, как раз отправляясь в суд на очередное заседание, когда к нему подбежал неизвестный и четыре раза выстрелил. Первые пули угодили потерпевшему в грудь, после чего раненый попытался укрыться в подъезде, но получил смертельное ранение в спину.
По словам очевидцев, с раннего утра во дворе сидел мужчина в черном и читал газету. Когда появился Халилов, тот достал оружие, выстрелил 4-5 раз и скрылся. Убийство произошло неподалеку от детского садика, где гуляли дети. Перепуганные воспитательницы сразу "загнали" малышей в здание.
Расула опознали сразу, поскольку он был сыном одной из нянечек детсада. Говорят, когда мать кинулась к юноше, он был еще жив. Но к приезду врачей Расул умер.
Близкие Халилова уверены, что Расула убили скинхеды, учинившие самосуд. С этим согласны и сотрудники правоохранительных органов. Они считают, что действия "черных ястребов" должны были вызвать ответную реакцию со стороны националистических экстремистских организаций. Впрочем, неонацисты и раньше действовали более чем активно, регулярно убивая в столице случайных прохожих неславянской внешности.
По версии следователей, убийство Халилова - дело рук именно скинхедов, недовольных ходом судебной тяжбы. По неофициальной информации, на еще одного “черного ястреба” Рашада Мамедова также было совершено нападение в среду.
"Наш мальчик не бандит, он родился и вырос в Москве, - сокрушалась после убийства бабушка Расула, 71-летняя Джульетта Александровна. - У него много друзей, русских по национальности".
Расул был очень начитанным и спокойным. По словам его родственницы, пять лет назад у семьи умер отец, поэтому мать растила троих детей одна. У Расула остались старший брат и сестра.
Ребята со двора тоже не верят что студент мог участвовать в той страшной бойне. "Расул отличный парень, мы росли вместе, - говорят знакомые убитого Денис и Галя . - Он никогда агрессивно не высказывался против русских!".
Однако следователи и неонацисты посчитали иначе.