Убийство студента было совершено в полдень четверга в микрорайоне Отрадное, возле дома №40А по Алтуфьевскому шоссе, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на дежурного офицера Управления информации и общественных связей столичного ГУВД Максима Колосветова.
"Молодой человек, 1991 года рождения, вышел из подъезда, когда к нему подбежал неизвестный, четыре раза выстрелил в спину и скрылся", - отметил милиционер. Первые пули угодили потерпевшему в грудь, после чего раненый попытался укрыться в подъезде, но получил смертельное ранение в спину, пишет "Московский комсомолец".
По словам очевидцев, с раннего утра во дворе сидел мужчина в черном и читал газету. Когда появился молодой человек, тот достал оружие, выстрелил пять раз и скрылся. Убийство произошло неподалеку от детского садика, где гуляли дети. Перепуганные воспитательницы сразу "загнали" малышей в здание.
Начитанного юношу причислили к "черным ястребам"
Убитым оказался 18-летний азербайджанец Расул Халилов, который является одним из обвиняемых в громком деле о "черных ястребах". Юношу расстреляли как раз в тот момент, когда молодой человек направлялся на очередное заседание в Дорогомиловском суде.
Стрелка свидетели описывают как молодого человека небольшого роста, одетого в джинсы, коричневую куртку. На голове у него была бежевая кепка, злоумышленник носил темные очки, а нижнюю часть его лица закрывал черный платок.
Убитого парня женщины сразу узнали - Расул был сыном одной из нянечек. Говорят, когда мать кинулась к парню, он был еще жив. Но к приезду врачей Расул умер.
Близкие Халилова уверены, что Расула убили скинхеды, учинившие самосуд. С этим согласны и сотрудники правоохранительных органов. Они считают, что действия "черных ястребов" должны были вызвать ответную реакцию со стороны националистических экстремистских организаций. Впрочем, неонацисты и раньше действовали более чем активно, регулярно убивая в столице случайных прохожих неславянской внешности.
По версии следователей, убийство Халилова — дело рук именно скинхедов, недовольных ходом судебной тяжбы. К слову, в четверг должно было состояться очередное заседание суда, однако в связи со смертью Халилова оно было отложено. По неофициальной информации, на еще одного “черного ястреба” Рашада Мамедова было совершено нападение в среду.
"Наш мальчик не бандит, он родился и вырос в Москве, - сокрушается бабушка погибшего, 71-летняя Джульетта Александровна. - У него много друзей, русских по национальности".
Расул был очень начитанным и спокойным. По словам его родственницы, пять лет назад у семьи умер отец, поэтому мать растила троих детей одна. У Расула остались старший брат и сестра.
"Целый год мальчика таскали на заседания, отрывали от учебы, - продолжает бабушка. - Расул не входит ни в какую группировку "Черные ястребы"- он просто находился в этом вагоне как и многие другие люди!"
Ребята со двора тоже не верят что студент мог участвовать в той старшной бойне. "Расул отличный парень, мы росли вместе, - говорят знакомые убитого Денис и Галя . - Он никогда агрессивно не высказывался против русских!".
Однако следователи считают иначе: Расул с друзьями - обвиняемые.
Избиение в метро
Как следует из материалов дела, 6 мая 2008 года хулиганы ранили ножами школьника Павла Новицкого и студента Федора Маркова. Нападение произошло в переполненном вагоне столичного метро. Туда семеро юношей 17-19 лет влетели с криками "Аллах акбар" и сразу же набросились на потерпевших, которые возвращались с учебы.
Бандиты, оказавшиеся студентами юрфака академии министерства юстиции России, пинали жертв ногами, пробили ножом Павлу Новицкому легкое, а Федора Маркова ударили в грудь. Кончик лезвия остановился всего в двух сантиметрах от сердца Павла.
После этого злоумышленники восемь раз выстрелили Федору в лицо из пневматического пистолета. Все это молодчики снимали на камеру мобильного телефона, а запись якобы выложили потом в Интернет.
На месте милиционерам удалось задержать лишь одного из нападавших - Дильгама Гусейнова. Через него опера вышли на остальных участников побоища - Гранта Арутюнова, Чингиза Арифуллина, Рашада Мамедова, Шахина Худиева, Ага Рагима Сыдыхова и Расула Халилова. В интернациональной бригаде - азербайджанцы, армяне и татарин.
Усилиями СМИ и правозащитников дело получило общественный резонанс, а бандитов окрестили "черными ястребами".
Данное дело вызвало бурную полемику в обществе, передает РИА "Новости". По одним данным, группировка занималась нападениями на национальной почве и грабежами. Тем не менее, некоторые правозащитники, занимавшиеся данным делом, придерживаются иной точки зрения.
Так, член Московского бюро по правам человека Семен Чарный выразил мнение, что в данном деле речь не идет о беспричинном нападении, как это особенно активно пытаются представить националисты. По его мнению, члены банды искали в Москве скинхедов и именно на них совершали нападения. В любом случае, нет оснований говорить о "массовых кавказских бандах, нападающих на беззащитных русских".
Несмотря на угрозы, охраны у подсудимых не было
По словам адвоката Аги Манафова, защищающего Шахина Худиева на процессе "черных ястребов", он узнал об убийстве Расула Халилова лишь когда должно было начаться очередное заседание. Теперь оно перенесено на 7 сентября.
"Но теперь туда вряд ли кто-то придет", – считает адвокат. Он полагает, что теперь процесс, который и так проходил в сложной обстановке, приобретет нервный характер.
"Я считаю, что часть вины лежит на властях, которые обычному хулиганству вдруг начали придавать такое значение, – заявил Ага Манафов после убийства. - Все впали в транс. Родственники подсудимых плакали".
Адвокат добавил, что, несмотря на постоянные угрозы со стороны националистов, подсудимым и свидетелям не была обеспечена надежная охрана.
Ага Манафов также пояснил, что ни у Халилова, ни у его двоюродного брата по матери Мамедова не было нанятых адвокатов. У обоих были защитники, назначенные судом, пишет "Газета GZT". Все дело в непростом материальном положении братьев, добавил Манафов.
В Российском конгрессе народов Кавказа заявили, что предпримут все возможное, чтобы не допустить "кровной мести". В субботу будет проведено экстренное совещание с руководителями молодежных организаций. Начальник оперативного штаба РКНК Шамиль Османов сообщил: "Будем брать ситуацию под контроль. Чтобы родственники и друзья этих парней (пострадавших) в горячке не наломали дров, не преступили закон. Преступников должна найти милиция".
Кровавый пиар ультранационалистов
Заместитель руководителя центра "Сова", занимающегося вопросами нацизма и ксенофобии, Галина Кожевникова называет произошедшее уникальной для России ситуацией. "Это первый такой случай, – замечает она. – Это шок".
По ее мнению, трудно было представить, что националисты зайдут так далеко. "Не думаю, что кто-то ожидал, что это будет именно так, – продолжает Кожевникова. – Я думала, что хотя бы дождутся конца процесса – приговора".
Правозащитница считает, что в процессе над "Черными ястребами" ультраправые изначально проигрывали. "Они спекулировали на том, что "Черных ястребов" судят не как расистов, – объясняет Кожевникова. – Но это не так. В приговоре каждого из обвиняемых есть мотив ненависти. Если бы их осудили как расистов, вся пропагандистская неонацистская машина просто рухнула бы".
Теперь, по мнению Галины Кожевниковой, произошедшее выгодно всей ультраправой среде.
Провокация спецслужб
Иначе считает националист Владимир Тор, директор фонда по поддержке и развитию гражданского общества РОД и член национального совета ДПНИ. По его мнению, произошедшее никак напрямую не связано с неонацистами. "Не вижу ничего такого, что бы связывало этот инцидент с ультраправыми напрямую, тем более в негативном свете", – заявил он.
Тор допускает какие угодно версии относительно нападения на "Черных ястребов". В том числе он не исключает и провокацию со стороны спецслужб.
С Тором согласны и националисты, дежурящие у здания Дорогомиловского суда, пишет "Русский обозреватель". Для них расстрел "черных ястребов" тоже стал неожиданностью. "Это может быть провокация силовиков или криминал, — заявил по телефону Сергей, один из активистов группы поддержки. — Нам это невыгодно. Сейчас нас всех начнут "винтить", а обвинительный приговор сорвется".
Более туманно отреагировал лидер национал-социалистического "Славянского союза" Дмитрий Демушкин. "Дело вызвало большой резонанс, причем не только у правых. Вероятно, нашлись люди, которые решили так жестко на него отреагировать", — заявил он.
Демушкин также ожидает репрессий со стороны силовиков: "Сто процентов на следующей неделе вызовут на беседу".
Мифические или неуловимые "ястребы"
Большинство участников нападения в метро, как уже было сказано, задержаны по горячим следам. В их мобильниках обнаружилась видеозапись преступления. Однако сейчас этот ролик можно легко найти в Интернете – он стал эффективным орудием националистической пропаганды. Представители русских националистических организаций утверждают, что кадры выложили в сеть еще до ареста сами нападавшие, но подтверждений этой версии нет, пишет "Русский репортер".
Спустя полгода, в ноябре 2008 года, на пресс-конференции, посвященной национальным конфликтам в московских вузах, руководитель следственного управления ГУВД Москвы Иван Глухов заявил, что в Москве задержана банда "Черных ястребов" - выходцев с Кавказа, которые нападали на людей славянской внешности, грабили и убивали прохожих и охотились на скинхедов. Дело расследуется, поэтому подробностей пока не будет, объяснил тогда Глухов.
Прошло еще полгода, и в Дорогомиловском районном суде начался процесс по делу о нападении в метро. Первым назвало обвиняемых "черными ястребами" не следствие, не суд и даже не скинхеды. Это сделало интернет-издание Infox.ru. С такой — дословно - формулировкой: "По некоторым данным, обвиняемые и есть "Черные ястребы"".
Феноменально, но кроме этого "по некоторым данным", нет ни одного доказательства того, что на скамье подсудимых действительно находятся "Ястребы". Как нет доказательств и того, что они вообще существуют. Но за красивое название ухватились националисты, которые дежурили возле здания Дорогомиловского суда в течение каждого заседания.
Пятеро (после убийства Халилова – четверо) выходцев с Кавказа обвиняются в совершении хулиганских действий по мотивам национальной ненависти. Еще двоим, находящимся под стражей, вменяется нанесение тяжких телесных повреждений. По версии следствия, встреча потерпевших и обвиняемых в метро была не случайной.
Павла Новицкого и Федора Маркова на встречу пригласил один из двух находящихся под стражей обвиняемых — Грант Арутюнов. С Новицким он познакомился на сайте "В контакте" — у того был характерный ник white_falcon ("белый сокол") и свастика вместо фотографии. Представившись псевдонимом "Сергей Казаков", Грант пожаловался на то, что в институте его обижают кавказцы. Павел выразил сочувствие.
Несколько недель они общались таким образом виртуально, потом Грант-Сергей спросил Новицкого, может ли тот помочь ему "решить вопрос с кавказцами". Тот сказал — нет проблем. После этого они договорились о встрече в метро.
Дальше начинаются догадки. Отец Гранта Александр Арутюнов утверждает, что Грант хотел просто поговорить с теми, кого считал скинхедами, чтобы понять, за что они ненавидят кавказцев. А "группу поддержки" взял с собой на всякий случай, причем в последний момент — якобы просто встретил ребят на Манежке, объяснил ситуацию и предложил пойти с ним. По версии русских националистов, Грант и остальные обвиняемые договорились обо всем заранее и целенаправленно шли бить скинхедов, а может и убивать.
В пользу второй версии говорит наличие ножа и пистолета. Но в материалах обвинения нет ни слова о предварительном сговоре нападавших. Нож и травматический пистолет носят с собой многие жители Москвы как средство защиты. Обвинению ничего не известно и про другие эпизоды нападений на "прохожих славянской внешности", о которых на упомянутой выше пресс-конференции заявил руководитель следственного управления ГУВД Москвы Иван Глухов.
Когда в Дорогомиловский суд пришел запрос от газеты "Коммерсант" с просьбой "разрешить фотосъемку на процессе по делу "Черных ястребов"", зачитывавшая его в заседании судья Птицына сказала: "Кто такие "Черные ястребы", я не знаю, у нас тут есть обвиняемые Арутюнов, Гусейнов и другие".
В пресс-службе ГУВД также не смогли объяснить, что же имел в виду год назад их представитель, говоря о расследовании дела в отношении неких "Черных ястребов". Следователь Павел Щербинин, который расследовал нападение в метро, сказал, что про "Ястребов" слышит впервые, а обвиняемые, которых он неоднократно допрашивал, показались ему "домашними мальчиками, вряд ли состоящими в какой-то банде".
С туманными комментариями выступила и пресс-секретарь ДПНИ Елена Денежкина, присутствовавшая на каждом судебном заседании. "Конкретной информации у нас нет, но то, что есть случаи нападения кавказцев на скинхедов, это известно", — заявила она.
На просьбу найти кого-нибудь из "пострадавших скинхедов" Денежкина обещала "поузнавать", но так никого и не нашла.
"Черные ястребы", рожденные коллективными усилиями ГУВД и журналистов, так и остались фантомом, утверждает журналистка "Русского репортера" . Тем не менее, именно этот фантом, по всей видимости, 3 сентября привел к смерти 18−летнего студента Расула Халилова, гражданина России, вина которого судом доказана не была. И эта смерть вполне может превратить фантом в реальность.
За несколько дней до убийства журналисты спрашивали руководителей Российского Конгресса народов Кавказа (РКНК), насколько вероятно появление какого-то организованного сопротивления скинхедскому насилию со стороны кавказцев. Тогда начальник оперативного штаба РКНК Шамиль Османов только улыбался: "Ну дураков везде много! Малолетки какие-то по дурости и могут пойти на скинхедов охотиться. Я в детстве тоже себя Зорро называл. Никакой организации в настоящее время нет — иначе я бы об этом знал".
4 сентября, на следующий день после убийства, РКНК провел экстренное совещание с лидерами всех своих молодежных структур. "Мы пытаемся удержать молодежь от мести", — сказал Шамиль. В случае, если это не получится, у потенциальных мстителей — благодаря ГУВД и журналистам — уже есть раскрученное имя, заключает "РР".
Неонацисты все чаще бросают вызов властям
Расстрел студента, шедшего на очередное судебное заседание, выглядит как открытый вызов даже не столько остальным обвиняемым, сколько властям и всей системе правосудия в России. Ведь азербайджанца убили даже до вынесения приговора по делу "черных ястребов".
Косвенно о причастности к расстрелу Халилова бонхедов (скинхедов неонацистского толка) говорит и то, что неонацисты и раньше бросали открытый вызов властям. Так, весной неонацисты грозились устроить всероссийский погром, направленный против правоохранительных органов.
В некоторых случаях подобные угрозы сопровождаются жестокими расправами над гастарбайтерами. Например, 6 декабря 2008 года скинхеды устроили засаду на таджиков-рабочих в лесу недалеко от овощебазы в деревне Жабкино Ленинского района Подмосковья. Жертвами расистов, вооруженных ножами и травматическими пистолетами, стали грузчики базы Салахетдин Азизов и Джамшат Алиев. Раненный в висок Джамшат сумел убежать, а Салахетдин упал, после чего его догнали, исполосовали ножом, обезглавили и бросили труп в овраге.
Спустя два дня убийцы разослали информацию о своих "подвигах" в правозащитные организации с указанием места, где можно найти голову убитого гражданина Таджикистана.
Подбросив голову убитого гражданина Таджикистана к управе Можайского района столицы, преступники пообещали, что в следующий раз покатятся головы властей предержащих, которые якобы предают интересы русского народа.
"Чиновники, если вы не начнете выселять черных, мы начнем мстить за их преступления вам! И тогда полетят уже ваши головы", - говорилось в послании неонацистов, авторы которого до сих пор не найдены.