Дмитрий Докучаев: Хождение на три буквы
WTO.org
История с присоединением России к ВТО из вялотекущего сериала на глазах превращается в лихой политический триллер. Это стало понятно после того, как по итогам саммита G8 президент Дмитрий Медведев сделал заявление о том, что Россия возвращается к вступлению во Всемирную торговую организацию как самостоятельное государство.

Пикантности этой новости придал тот факт, что президент тем самым опроверг своего "всесильного" премьера: 9 июня Владимир Путин заявил, что Россия отзывает свою заявку в ВТО и отныне будет вступать туда в составе тройственного Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном.

Тот демарш Путина наделал много шума в международных кругах. Все-таки до этого Россия вела самые долгие и самые трудные в истории ВТО переговоры, продолжавшиеся свыше 15 лет, в ходе которых наша страна согласовала свои торговые позиции почти с полутора сотнями государств мира.

А в самом начале июня на Международном экономическом форуме в Петербурге и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, и еврокомиссар по торговле Кэтрин Эштон, и министр торговли США Гэри Локк в один голос утверждали, что Россия на 95% согласовала свои позиции и близка к заветной цели, как никогда. Было заявлено, что весь процесс переговоров может быть завершен до конца этого года, а полноценное членство в ВТО может быть оформлено в первой половине 2010-го.

Тем удивительнее был последующий шаг Владимира Путина, враз смешавшего все фигуры на шахматной доске. Ведь перспективы вступления Таможенного союза эксперты сразу оценили как весьма туманные (союзы никогда ранее не принимались в ВТО, а Казахстан и Белоруссия были на тот момент в значительно меньшей степени готовности, чем Россия) и отводили на это минимум еще лет 10. Самое поразительное то, что заявление Путина, по слухам, застало врасплох многих ключевых министров экономического блока и совершенно точно - российскую переговорную делегацию по ВТО во главе с Максимом Медведковым.

Отдельный вопрос - насколько в курсе был президент Медведев? Он тогда своего премьера поддержал, но сделал заявление чуть позже, когда факт вступления в ВТО Таможенным союзом уже был обнародован. И вот теперь – сначала после переговоров с Обамой, затем после саммита в Аквиле - Медведев делает ответный ход, по существу дезавуировав предыдущее заявление Путина: Россия возвращается к привычному формату присоединения к ВТО.

Отдельный вопрос – чем руководствовался премьер, делая свое сенсационное заявление 9 июня? В зависимости от степени своей лояльности эксперты разделились на два лагеря. Критики Путина посчитали, что премьер сознательно вышел за рамки своих полномочий, чтобы послать миру сигнал: "Я здесь самый главный, и без моего участия такое важное событие, как вступление в ВТО, состояться не может".

Сторонники премьера, наоборот, полагают, что во всем виновата сама Всемирная торговая организация, которая издевательски долго держит Россию - между прочим, участницу G8 - в "предбаннике", всякий раз находя какие-то придирки, чтобы не оформлять наше членство. Вот Путин, уже 10 лет как вовлеченный в этот процесс, и не выдержал, решив, как настоящий мужик, стукнуть кулаком по столу.

В любом случае, подавляющее большинство экспертов сходятся в одном: мир стал свидетелем очевидной разноголосицы в правящем тандеме Медведев – Путин. Кто-то углядел в этом проявление бюрократической безалаберности: мол, обслуживающие первых лиц аппараты не смогли корректно свести позиции своих лидеров. Кто-то - предвестие грядущего политического противостояния дуумвирата: мол, наконец-то подковерные разногласия выплеснулись наружу. Оставим этот анализ знатокам политической кухни.

А пока что хотелось бы обратить внимание на следующее. Очевидно, что демарш России стал ушатом холодной воды и для наших партнеров по переговорам с ВТО. Все-таки свои время и силы бесконечно тратила в предыдущие годы не только российская делегация, но и наши контрагенты тоже. Судя по всему, последнему заявлению российского президента о возврате страны за стол переговоров, предшествовал период "уговоров" сначала в ходе визита президента США Обамы, а затем - в процессе встречи "восьмерки". Это означает, что мировым лидерам небезразлична позиция России, и они, судя по всему, хотят видеть ее в клубе участников мировой торговли. А значит, дальнейший процесс присоединения России к ВТО будет определяться уже не на уровне мелких согласований спорных вопросов с отдельными странами. Не исключено, что решение будет сугубо политическим – принять Россию в ВТО.

Если этот - безусловно, самый лучший для России с политической точки зрения - сценарий реализуется, то наших правителей можно будет поздравить со своеобразным "ноу-хау". Вольно или невольно они разыграли нехитрую партию в "злого" и "доброго" следователя, которая привела к нужному результату: давно назревшему присоединению страны к ВТО. Так ли все окажется на самом деле – думается, выяснится в самое ближайшее время.