Среди самых известных работ 73-летнего Роджерса - лондонский "Купол тысячелетия", Центр Помпиду в Париже, штаб-квартира страховой компании Lloyds в Лондоне и четвертый терминал мадридского аэропорта Барахас. Председатель жюри премии лорд Пеламбо назвал Роджерса "создателем не просто больших городских зданий, но и нового стиля архитектурного экспрессионизма".
Новый лауреат Притцкеровской премии известен не только своими архитектурными проектами, но и своеобразной архитектурной философией, в которой выделяется его тезис о социальной ответственности архитектора. Он одержим урбанизмом. "Города, - говорит Роджерс, - предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции", передает радио "Свобода". По мнению английского архитектора, города - это обрамление общества, сердце нашей культуры.
"Я не верю в личную собственность архитектурных проектов", - говорит он. Здания, которые он строит, отличаются комбинацией элементов хай-тек, прозрачности и кажущейся невесомости архитектурной конструкции. Они полны света, совмещая публичные и приватные пространства. "Моя страсть к архитектуре вызвана верой в то, что она непосредственно влияет на качество жизни и при этом соединяет науку и искусство", - объясняет Ричард Роджерс.
Самый интересный из последних его проектов - мадридский международный аэропорт "Барахас", построенный в 2005 году. Его здание, образованное волнами стальных крыльев, с крышей, покрытой бамбуковыми рейками, - зримый образец коммуникативной архитектуры, прославившей английского архитектурного философа.
Ричард Роджерс прославился еще в 1971 году, когда в соавторстве с Ренцо Пьяно выиграл конкурс на Центр Помпиду в Париже, - с тех пор центр уже и построили, и дважды реконструировали. Ренцо Пьяно получил премию Притцкера еще в 1998 году. В его бюро начал в 1965 году свою карьеру в Лондоне сэр Норман Фостер – и ему премию дали еще в 1999 году. У него же начинала работать Заха Хадид – она стала лауреатом в 2005 году. Но Роджерса всегда пропускали.
Почему классик хай-тека получил ее только сейчас, объясняет "Коммерсант". Причиной сдержанной реакции на творчество Роджерса являлось то, что он слишком хороший инженер и довольно скромный шоумен. Все его ученики и последователи стали делать из хай-тека чудеса, таинственных техногенных идолов, и, видимо, поэтому его все время и обходили. В этом году архитектурные чудеса временно кончились, и пришлось давать премию крепкой инженерной основе современности.
Ричард Роджерс стал 31-м лауреатом премии, учрежденной в 1979 году фондом Hyatt, который возглавляет владелец мировой гостиничной империи Томас Притцкер.