Так, если газета "Фигаро" вслед за частью публики и критики назвала его "культурной катастрофой", то не менее многочисленные специалисты и зрители отмечают революционно-авангардистский характер завершившегося фестиваля. Эмоции достигли такого предела, что в какой-то момент ряд ведущих театральных фигур Франции потребовали досрочного закрытия фестиваля.
Фестиваль прошел под знаком его художественного руководителя - мирового лидера авангардного искусства фламандца Яна Фабра. Именно он составил официальную программу, куда вошло 50 спектаклей. "Мы взяли на себя огромный риск с тем, чтобы показать самое новое, а не ограничиться демонстрацией уже известных и надоевших вещей", подчеркнул на заключительной пресс-конференции Ян Фабр, сообщает ИТАР-ТАСС.
По его желанию, главная сцена фестиваля - Двор Почета Папского дворца была отдана пластическому театральному направлению. Там были показаны два концептуальных спектакля Фабра - "Я - кровь" и "История слез". Обе постановки исключительно сложные, так как в их основании лежит синтез средневековой религиозной философии плоти и ее интерпретация в современных авангардных образах и формах.
Огромный интерес вызвали также спектакли "Б.#03 Берлин" и "БР#04 Брюссель" выдающегося итальянского режиссера Ромео Кастелуччи, "Ты сделала из меня чудовище" американца Уильяма Форсайта, "Переделка биографии" Марины Абрамович, совместная работа Жозефа Наджа и Владимира Тарасова "Последний пейзаж".
Многие работы стали подлинным шоком для зрителей и критики. Наиболее ярко прозвучавшей на фестивале темой стало насилие человека над человеком. Тем самым ведущие режиссеры показали, что театр не только не находится в стороне от происходящих в современном мире событий, но и пытается предотвратить сползание современной цивилизации к войне всех против всех.
Одновременно 59-ый Авиньонский фестиваль продемонстрировал, что театральное искусство способно найти неожиданные ответы на то массовое искусство, в первую очередь голливудский кинематограф, которое сводит на нет творческое начало художника, подчиняя его коммерческим целям. В результате лучшие спектакли фестиваля прозвучали неожиданно свежо, оригинально, открыв перед мировым искусством новые и заманчивые горизонты.