"Этот жест, восстанавливающий связь местной культурной политики с реальностью, особенно поражает в 2014 году, когда подобные связи со всех сторон как раз фатально и стремительно рвутся", - пишет газета.
При этом издание обращает внимание на то, что в России "Левиафана" так пока и не видели - дата выхода в российский прокат неоднократно переносилась, в последний раз - на 2015 год. По мнению газеты, фильм мог показаться опасным для показа россиянам, поскольку представленная в нем картина устройства современной российской жизни - беспросветна и безысходна.
"Звягинцев просто и жестко показывает, как обыденно российское государство со всеми его институтами пожирает человека - и чем больше разлагается, тем сочнее, пожирая, причмокивает", - пишет газета, отмечая, что при этом фильм - "настоящий мейнстрим, кино, понятное любому, говорящее ясным языком социальных метафор". "Если выпустить "Левиафана" в прокат, его будут смотреть. И обязательно будут обсуждать", - считает издание.
Напомним, ранее "Независимая газета" отмечала, что "Левиафан" приятно удивил зарубежных критиков, которые не могли и предположить, что в эпоху жесткого противостояния России и мира Российский оскаровский комитет выдвинет на соискание премии картину, обличающую коррупцию и слишком очевидные связи Русской православной церкви с авторитарной государственной машиной.
Сам Звягинцев в интервью The Guardian также заявил, что был удивлен тем, что фильм, явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в стране и политике правительства, выбран представлять ее на голосовании в Американской киноакадемии. По словам режиссера, живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле".
"У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно", - сказал Звягинцев.
Мировая премьера "Левиафана" Андрея Звягинцева состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где картина была удостоена награды "За лучший сценарий". Кроме того, фильм уже получил несколько наград европейских и мировых кинофестивалей: главные призы за лучший фильм на кинофестивалях в Мюнхене, Лондоне, сербском Паличе, Абу-Даби, Гоа, а также на фестивале операторского искусства Camerimage; приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья FEODORA на кинофестивале в Хайфе (Израиль), призы за лучшую операторскую работу на кинофестивале в Севилье (Испания).
8 декабря британская The Guardian включила "Левиафан" в пятерку лучших в мире фильмов 2014 года. Кроме того, фильм получил четыре номинации на премию Европейской киноакадемии, которую принято считать европейским "Оскаром" - картина представлена в категориях "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший сценарий" (Андрей Звягинцев и Олег Негин) и "Лучшая мужская роль" (Алексей Серебряков). Надо отметить, что фильм Звягинцева не получил награду ни в одной из номинаций "еврооскара".
11 декабря в австралийском городе Брисбен "Левиафан" получил главный приз как лучший фильм года на церемонии вручения премии Киноакадемии Азиатского-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Screen Awards).
В тот же день фильм был объявлен в числе номинантов на "Золотой глобус". Также лента получила две номинации предстоящей 35-й премии кинокритиков Лондона - "Лучший фильм" и "Лучший фильм на иностранном языке". Вручение наград состоится 18 января 2015 года в Лондоне, сообщает ТАСС.
Кроме того, картина Звягинцева номинирована в категории "Лучший фильм на иностранном языке" самой престижной награды американских кинокритиков Critics' Choice Awards. Эти награды будут вручены в Лос-Анджелесе 15 января будущего года.
"Левиафан" также вошел в топ-10 лучших фильмов года по версии Associated Press.