О тяжелой болезни Богдана Ступки знали только самые близкие. Несколько месяцев врачи боролись с тяжелой болезнью у артиста. Последние шесть месяцев Богдан Ступка провел в больнице "Феофания", а до этого неоднократно оперировался у немецких врачей. В ночь на воскресенье у актера произошел удар, и он впал в кому. В начале восьмого утра сердце самого знаменитого актера Украины остановилось, Богдан Ступка умер от острой сердечной недостаточности.
В интервью изданию "Сегодня" Остап Ступка рассказал, что в момент смерти врачей рядом с актером не было. "Врачей, когда он умер, рядом с ним не было - у нашей медицины были выходные. Но они нас и не обнадеживали, болезнь съедала его на глазах. Мы даже хотели забрать его домой", - рассказал Остап.
Свои соболезнования родным и близким актера выразили президенты России и Украины. Премьер-министр Украины Николай Азаров назвал Ступку "поистине народным артистом, творчеством которого восхищались миллионы людей во многих уголках мира". А министр культуры России Владимир Мединский охарактеризовал его как "одного из величайших актеров нашего времени".
За свою жизнь Ступка сыграл более 100 ролей в театре и снялся более чем в 90 фильмах. Каждое его появление на сцене или в кадре запоминается. Актерский талант, мужская энергетика, удивительная честность, искренность и правдивость каждого сказанного слова и сделанного движения заставляли зрителей поверить в созданный Богданом Сильвестровичем образ.
Режиссер Владимир Бортко рассказал РИА "Новости", что Богдан Ступка был очень "веселым, добрым, а главное - мудрым человеком". "Над "Тарасом Бульбой" мы работали целый год. Съемки иногда проходили в крайне тяжелых условиях, но с Богданом Сильвестровичем всегда было замечательно легко общаться. Он подбадривал и своих молодых товарищей, показывал, что "есть еще порох в пороховницах. И съемочная группа, глядя на его энергетику, жила", - поделился воспоминаниями режиссер.
Актер Игорь Петренко, работавший с Богданом Ступкой на фильмах "Водитель для Веры" и "Тарас Бульба", также рассказал, что он был "невероятным партнером, хранителем великих актерских традиций, тонко чувствующим человеком".
"Богдан Сильвестрович всегда был в центре съемочной группы. С нами - молодыми актерами - он делился своим опытом. Даже если ему было больно, он продолжал не только играть, но и жить с улыбкой на лице", - поделился воспоминаниями Петренко.
Богдан Ступка запомнился не только большими ролями в российском кино, но также сыграл и в театре. Одна из самых его заметных работ - спектакль "Старосветская любовь" Валерия Фокина.
Фокин вспоминает актера как уникального профессионала и человека редких душевных качеств. "Я хотел бы сказать, что это очень серьезная потеря. Это не пустые слова, это правда большая потеря и для украинской, и для российской культуры. Он был абсолютно уникальным артистом, который мог играть все. Просто все - в любых жанрах, любые роли, большие и маленькие, комедийные и трагические, какие угодно... Помимо этого, он был замечательным человеком..." - рассказал агентству Фокин.
"Когда мы репетировали спектакль "Старосветская любовь" по Гоголю, мы все приходили на репетицию с предвкушением чего-то интересного, веселого. Он умел создавать атмосферу, и даже в трудные моменты его не покидал кураж, он очень любил общаться. Это бывает редко, когда такой огромный талант сочетается еще и с уникальными человеческими качествами... Он часто приезжал в Россию, снимался, играл на гастролях, но "Старосветская любовь", где он работал вместе с Лией Ахеджаковой несколько лет, - это единственный такой театральный российский проект, в котором Богдан Ступка участвовал с первой репетиции до премьеры", - вспоминает Фокин.
Лия Ахеджакова, которая играла вместе с Богданом Ступкой в спектакле "Старосветская любовь", с трепетом относится ко всему творчеству актера.
"Он был прекрасным актером и потрясающим человеком. Мы поддерживали отношения, дружили. Два месяца назад я видела его в театре Франко, мы играли там спектакль. Он пришел, подарил мне книжку, рассказал про свою операцию в Германии. У него часто поднималась температура, он выпивал "Фервекс" и шел в театр. Он каждый день приходил в театр, не мог без него жить. Настоящий артист", - сказала Ахеджакова.
По словам актрисы, роли, созданные Богданом Ступкой, всегда отличались тонким психологическим рисунком.
"Я видела его в роли Тевье, в знаменитом спектакле "Тевье-Тевель" в театре имени Франко, в котором он играл много-много лет. Когда он выходил, складывалось такое впечатление, будто его за кулисами держали связанным, и вот он, наконец, порвал путы и вырвался на сцену. Причем как актер он пользовался какими-то тончайшими красками. Он не играл еврейство так, как это обычно происходит, но очень тонко, почти незаметно вырисовывал потрясающий классический характер. В его Тевье было столько жизни, что даже беда, даже трагедия проступала в нем каким-то особым способом. В нем все хотело жить", - поделилась своими впечатлениями актриса.
Ахеджакова назвала Богдана Ступку одним из лучших своих партнеров по сцене: "У меня много было в жизни хороших партнеров, но, пожалуй, так, как он умел любить на сцене, никто не может".
По словам актрисы, спектакль играли несколько лет, но потом Ступка был вынужден отказаться от роли в связи с большой занятостью в кино.
"Он жадно играл и играл замечательно. В России он был очень востребован, его здесь безумно любили. Я, помню, встретила его на киностудии, кажется, на "Ленфильме". Он шел на съемку с высокой температурой. Как всегда я бросилась к нему, он всегда поднимал меня на руки, целовал и говорил "перепелочка моя сизокрылая"... Какой-то совершенно светлый был человек", - рассказывает Ахеджакова.
По ее словам, Ступка был жизнелюбивым человеком, умевшим создавать атмосферу праздника.
"Помню, как наш театр "Современник" приехал на гастроли и играл в театре Франко. Богдан пришел, устроил нам невероятный банкет, это был самый веселый, самый счастливый банкет из тех, которые я помню в "Современнике". Он пел, у него был оперный голос, хохотал, рассказывал театральные истории, анекдоты, всех завел. Гениальный был человек. Мы с ним работали вместе только один раз, но потом дружили до самого конца", - вспоминает Ахеджакова.
Актерский дуэт Лии Ахеджаковой и Богдана Ступки был еще и в документальном кино. В 2009 году тележурналист Леонид Парфенов снял фильм "Птица-Гоголь", где попросил актеров сыграть "старосветских помещиков".
"Я позвонил Богдану Сильвестровичу в Киев и спросил: "Не могли бы вы с Лией Ахеджаковой показать в кадре, что значит быть старосветскими помещиками?" "Да с удовольствием!", - ответил он. И как же они самозабвенно купались в этих образах, кормя друг друга воображаемыми варениками! Как мечтали еще сыграть вместе - ведь всегда кажется, что у хороших людей в запасе вечность", - поделился воспоминаниями Парфенов.
Церемония прощания с актером Богданом Ступкой пройдет во вторник 24 июля в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко. Сразу же после сообщения об уходе актера из жизни поклонники удивительного актерского дарования Богдана Ступки начали приходить в театр и возлагать цветы.
Богдан Ступка родился в 1941 году в поселке Куликов (ныне - Львовская область).
В 1961-78 годах был актером Национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой. С 1967 года - член Союза театральных деятелей Украины. Сыграл более 50 ролей на сцене.
С 1970 года снимается в кино; снялся более чем в ста фильмах. Работал с режиссерами Отаром Иоселиани, Кшиштофом Занусси, Ежи Гофманом, Юрием Ильенко, Кирой Муратовой, Сергеем Бондарчуком, Владимиром Бортко и другими.
В 1976 году Ступке было присуждено звание Заслуженного, а в 1980 году - Народного артиста УССР.
В 1999 году возглавил Министерство культуры и искусств в правительстве Виктора Ющенко и занимал эту должность до 2001 года. В том же году стал художественным руководителем Национального академического драматического театра имени Ивана Франко в Киеве.
В 1980 году Ступка получил Государственную премию СССР за роли в спектаклях "Дикий ангел" и "Дядя Ваня".
Последними наиболее заметными ролями Ступки в кино стали заглавная роль в фильме "Тарас Бульба" и персонаж Григория Шаманова в фильме "Дом".