"Что касается меня лично, я готов пригласить Юрия Михайловича. Но боюсь, это вопрос не по адресу, так как заниматься приглашением гостей буду не я, и даже не Большой театр. Этим будет заниматься протокольная служба администрации президента - это их мероприятие", - сказал Иксанов агентству на встрече с журналистами в историческом здании Большого театра, на которой он рассказывал о ближайших творческих планах театра и некоторых итогах почти закончившейся реконструкции.
По его слвоам, открытие главной сцены Большого театра состоится 28 октября балетно-оперным гала-концертом, на котором, по данным Иксанова, будут присутствовать российские руководители, а также главы ряда других государств.
После этого Большой театр представит публике серию проектов, объединенных общей темой открытия большой сцены.
"2 ноября мы покажем премьеру "Руслана и Людмилы" в постановке Дмитрия Чернякова, - сказал Иксанов. - А следующим спектаклем станут выступления хора и оркестра миланского театра "Ла Скала". Пять лет назад мы заключили с этим театром договор, что именно он будет первым зарубежным коллективом, который вступит на отреставрированную сцену Большого театра. Дирижировать хором и оркестром "Ла Скала" будет Даниэль Баренбойм".
18 ноября Большой театр покажет премьеру балета "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича. Далее запланированы гастроли балета театра "Ла Скала", который покажет две постановки - "Сон в летнюю ночь" и "Эксельсиор".
Также на сцене Большого театра в рамках открытия главной сцены будут представлены возобновленная опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов" и балет "Щелкунчик".
Иксанов рассказал, что параллельно будет работать Новая сцена, которая откроет новый сезон "Золотым петушком" - это произойдет 23 сентября, и именно этот день следует считать открытием сезона Большого театра.
Также директор ГАБТ сообщил, что первым певцом, уже певшим на реконструированной исторической сцене Большого театра стал Пласидо Доминго, который сейчас находится в Москве на международном конкурсе вокалистов.
"Мы пригласили знаменитого тенора посмотреть на результаты реконструкции, - сказал Иксанов. - Он поднялся на сцену и решил попробовать, как теперь после реконструкции звучит голос, и спел кусочек одной из арий из "Пиковой дамы".
По словам Иксанова, Доминго был настолько переполнен чувствами, попав в Большой театр, что долго не хотел уходить и даже взял на память кусок валявшегося на полу мусора. "Дело в том, что скоро будет 40 лет с того дня, как Доминго вышел впервые на сцену Большого театра", - пояснил Иксанов.
Одновременно с началом нового сезона начнется работа по переносу спектаклей с Новой сцены на основную. Иксанов рассказал, что это очень большая работа, она будет проводиться постепенно. В первую очередь будут перенесены такие спектакли, как "Турандот", "Лебединое озеро", "Спартак", однако многие спектакли останутся только на Новой сцене.
Рассказывая о результатах реконструкции, Иксанов, а также один из руководителей инвестиционной группы "Сумма Капитал", с которой Большой театр заключил договор о генеральном партнерстве, Михаил Сидоров отметили, что в результате реконструкции площадь театра увеличилась в два раза.
"Современная наука утверждает, что в современном театре должно быть соотношение один к четырем, из которых один - это пространство для зрителей, а четыре - общая площадь", - прокомментировал Сидоров.
Раньше у Большого театра соотношение было один к одному. Участники пресс-конференции отметили, что теперь под Театральной площадью находится семиэтажное здание.
Отдельно Иксанов рассказал о проблемах акустики основной сцены, которые пришлось преодолевать. Теперь, по его уверению, акустика основной сцены практически идеальная.
Его поддержал Сидоров: "Когда мы приводили сюда журналистов, на сцене работал маленький пылесос. Так вот акустика теперь такова, что нам пришлось попросить выключить пылесос, потому что из-за него не было слышно, что я говорю".
"Вообще-то пылесос и голос - это разные вещи", - парировал Иксанов.
И Иксанов, и Сидоров отметили, что главное достижение реконструкции Большого театра - фундамент, которого раньше практически не было. "Здание Большого театра стояло на россыпи того, что должно было поддерживать сцену", - заявил Сидоров, добавив, что после реконструкции здание может стоять столетиями.
Участники пресс-конференции не стали отвечать на вопрос о цене реконструкции Большого театра. "Эти цифры должны быть названы государством", - сказал Сидоров, пояснив, что реконструкция производилась только на государственные деньги, именно поэтому государство должно о них заявить.