Стихийное объединение библиотекарей против политики Трампа произошло после того, как Ребекка Маккоркиндейл, помощник директора публичной библиотеки в Небраске, опубликовала в соцсетях рисунок, демонстрирующий открытость библиотек для людей разных рас и вероисповеданий. Так она отреагировала на введенный президентом временный запрет на въезд в США граждан семи стран с мусульманским большинством.
Ребекка не предполагала, что ее начинание подхватит кто-то, помимо соседних библиотек, однако уже наутро ее засыпало сообщениями от коллег по всему миру, которые просили ее перевести лозунг "Библиотеки для всех" на разные языки. А библиотеки по всей стране - в Иллинойсе, Миннесоте, Калифорнии, Вирджинии - начали расклеивать ее рисунок в качестве плакатов и предлагать своим читателям книги про ислам, сопереживание и добрососедство.
Libraries are the heart of a community #librariesresist #librariesR4every1 @LibrariesResist pic.twitter.com/oqT91rY357
— Monica K Shields (@PhDdharma) 15 февраля 2017 г.
Озвученная администрацией Трампа инициатива по пресечению потока информации из некоторых крупных информагентств вызвала беспокойство у библиотекарей сразу после инаугурации нового президента. Представители Американской библиотечной ассоциации по интеллектуальной свободе немедленно осудили проявления правительственной цензуры. "Мы выступаем против любого использования государственной власти для подавления свободного и открытого обмена знаниями и информацией", - говорилось в заявлении от имени ассоциации, которая обычно борется за неприкосновенность частной жизни и против запрета книг в школах, таких как "Дивный новый мир" или "Сумерки".
Протестные настроения среди библиотекарей усилились после того, как Трамп подписал два распоряжения, касающихся иммиграции, в том числе то, которое может привести к зачистке так называемых заповедных городов от нелегальных иммигрантов.
Инициатива задела библиотекарей за живое, особенно тех, кто работает в публичных библиотеках с различными слоями населения, в том числе новыми иммигрантами. Стоит отметить, что, по данным Института музейных и библиотечных служб, 55% новых американцев бывают в библиотеке по крайней мере один раз в неделю.
"120 тысяч общественных, академических, школьных и специальных библиотек нашей страны обслуживают всех членов общества, в том числе цветное население, иммигрантов, людей с ограниченными возможностями и представителей наиболее уязвимых групп населения. Мы предлагаем услуги и образовательные ресурсы, которые трансформируют общество, открывают умы, способствуют интеграции", - отмечала Американская библиотечная ассоциация в своем заявлении с осуждением иммиграционных ограничений.
Thanks to @MsLuker for sharing her coloring sheet of @Hafuboti 's #LibrariesR4Every1 #librariesareforeveryone images pic.twitter.com/lqmO4v5f7q
— Holly Storck-Post (@hollystorckpost) 20 февраля 2017 г.
Эйприл Хаткок, библиотекарь Нью-Йоркского университета, выступающая за более активную позицию по отношению к президенту, говорит, что идея свободного распространения информации сама по себе является радикальной.
"Это политическая позиция вошла в нашу профессию. Для того чтобы люди имели такую свободу независимо от того, кем они являются, они должны свободно участвовать в жизни общества", - говорит она.
Однако идеалистические устремления библиотекарей входят в некоторое противоречие с тем фактом, что библиотеки финансируются, в частности, со стороны правительства. Часть финансирования происходит на местном уровне, однако американские библиотеки получают средства и от Института музейных и библиотечных услуг. В прошлом году таким образом было распределено 237 млн долларов из федерального бюджета.
Стоит отметить, американское библиотечное сообщество имеет богатую историю отстаивания своих убеждений. Так, в 1950-х годах, когда в США довлел страх перед коммунизмом, а литература, фильмы и музыка стали объектами государственной цензуры, библиотекари вместе с учеными, издателями и другими представителями интеллигенции выступили с манифестом "Свобода чтения", который начинался с фразы "Свобода чтения имеет важное значение для нашей демократии".
В конце 1960-х годов библиотекари включились в борьбу за гражданские права и равенство женщин, участвовали в антивоенном движении и борьбе с сегрегацией. В 1980-х годах работники библиотек озаботились правами феминисток, геев и любителей альтернативной литературы. А в 2001 году библиотекари активно критиковали Патриотический акт, который расширил полномочия силовиков и госорганов после теракта 9/11.
При Бараке Обаме общественная активность библиотекарей снизилась. Экс-президент был заядлым читателем, и его администрация поддерживала библиотеки.