Некоторые исследователи считают, что театр, возникший при дворе, должен был противостоять скоморохам, народному театру Петрушки. Здесь вместо народных сцен шли пьесы на библейские, историко-героические темы, а вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного, звучал напыщенный, тяжеловесный язык.
Новый политический, культурный и бытовой уклад начинался во дворце Алексея Михайловича, построенном на востоке Москвы, в селе Преображенском. Именно здесь, в Преображенском дворце, состоялось первое на Руси театральное представление. Царь Алексей Михайлович давно был наслышан о театральной забаве европейских государей. Посоветовавшись с духовником, он отдал наказ "ехать за границу приговаривать в государеву службу таких музыкантов трубачей, кои бы умели комедии устраивать".
Большую роль в этом процессе сыграл боярин Артамон Матвеев, который после женитьбы царя на его племяннице Наталье Кирилловне Нарышкиной был назначен начальником Посольского приказа. До возвращения гонцов Артамон Матвеев нашел в Немецкой слободе пастора Грегори, бывшего военного, знавшего русский язык, и поручил ему постановку комедии.
Грегори набрал юношей и начал репетировать с ними пьесу "Артаксерксово действо" - историю о любви персидского царя Артаксеркса и красавицы Эсфири. Пока шли репетиции, в Преображенском возводилось деревянное здание театра - "Комедийная хоромина" площадью свыше 90 квадратных сажен (400 квадратных метров), которое делилось на две части: сцену и зрительный зал. Места были расположены амфитеатром. Полы, лавки, стены зала были обиты цветными тканями. Для царя предназначалась особая, богато украшенная ложа. Были устроены отдельные ложи для женщин.
Сцена вначале представляла собой просто подмостки с занавесом и освещалась рядом зажженных плошек. Позже была пристроена трехсаженная горница. На сцене размещались декорации, которые готовились в селе Софронове бригадой художников во главе с Петром Энглисом. Для артистов были сшиты костюмы - "потешное платье".
Приглашения на премьеру спектакля, разосланные Тайным приказом московской знати, напоминали собой воинские повестки: "Быть с Москвы нарошно к великому государю к походу, в село Преображенское".
Представление было долгим и состояло из семи действий. Государь 11 часов просидел на троне, безотрывно наблюдая новое зрелище. Он остался доволен представлением и щедро наградил Грегори и актеров. Единственное, что ему не понравилось, это то, что пьеса шла на немецком языке. Рукопись "Артаксерксова действа", поднесенную царю, приказано было переплести в сафьян с золотом.
Грегори набрал молодых людей для обучения их театральному искусству. 26 первых русских актеров из подъячих и жителей мещанской слободы прошли школу Грегори. Так родилась первая русская театральная школа. Она постоянно обучала до 30 мальчиков из мещанских семей.
Поощренный Грегори с помощью толмача посольского приказа Георга Гивнера перевел с немецкого еще пять пьес. Вслед за пьесами Грегори явились драмы приглашенного из Полоцка в 1664 году в качестве воспитателя царевича Федора Алексеевича Симеона Полоцкого "О блудном сыне", "О Новуходоносоре".
Потом появились актеры из русских, они играли на немецком и русском языках пьесы на библейские темы: о Юдифи и Олоферне, Товии. После кончины Алексея Михайловича в 1676 году, взойдя на престол, Федор Алексеевич "хоромину" закрыл, но не надолго. Поклонниками "комидий" стали царевна Софья и передовое боярство того времени, быстро переодевшееся в немецкое платье.
После смерти Грегори его преемником стал переводчик Юрий Гивнер. Ему было поручено поставить пьесу под названием "Темираксаково действо" на исторический сюжет. За ним последовали спектакли "Навуходоносор", "Блудный сын", " Грехопадение Адама", "Давид и Соломон". В дальнейшем появляются спектакли на мирские сюжеты. В 1675 году на масленицу на сцене "Преображенского театра" был поставлен балетный спектакль.
Для спектаклей в зимнее время, а также по желанию государя, декорации и реквизит перевозились из Преображенского в помещение Кремлевского дворца. После смерти Алексея Михайловича закончилась и жизнь "Комедийной хоромины". Труппа была распущена, театральный инвентарь сдан на хранение одному из подъячих.
В 1707 году младшая сестра Петра царевна Наталья возрождает в Преображенском театральные представления. Это были спектакли, ставившиеся силами приближенных и слуг, которые иногда повторяли уже избитые сюжеты, потешавшие еще царя Алексея Михайловича, и инсценировки переводных романов.
Первый русский театр в Преображенском открыл дорогу общедоступному театру петровской эпохи и вошел в историю отечественной культуры. В наше время о том, насколько прижился театр в России, говорит тот факт, что сейчас только в Москве функционирует более 60 профессиональных театров.