Приехать в Канны для Милоша Формана - все равно, что вернуться домой. В 1971 году его первая американская картина "Отрыв" получила Grand Prix Каннского жюри. Хотя его прежние фильмы, например "Черный Петр" или "Бал пожарных", были очень хорошо встречены во Франции, именно в США он по-настоящему начал свою карьеру. Европа открыла ему двери американского кино.
Милош Форман начал снимать в коммунистической Чехословакии. В то время он не испытывал никакого коммерческого давления. Нажим был идеологическим. Когда он начал снимать кино в США, все стало наоборот. Сейчас ситуация немного иная, потому что Америка считает себя в состоянии войны. Но это не влияет на проекты Формана, так как ни один из его прежних или будущих фильмов не ставит под угрозу жизнь американских солдат. Это, в некотором смысле, самоцензура.
Что касается разницы в восприятии кинопродукции в Америке и в Европе, то она существенна. Некоторые из фильмов Милоша Формана были очень прохладно встречены американцами. Например, "Любовь блондинки" очень понравилась в Европе, но совсем не понравилась в США. С его стороны, признает Форман, было несколько наивным полагать, что фильм, снятый в Чехословакии, вызовет хоть какой-то интерес...
В подходе к сюжету фильма, отмечает режиссер, публика двух континентов также различается. Американцы требуют, чтобы концовка фильма была более ясной. Они хотят знать, кто победил, кто хороший, а кто плохой. В Европе публика более толерантна. Концовка может быть открытой. Милошу Форману долго это нравилось, но с возрастом он начал понимать реакцию американцев и разделять ее. Старея, он все больше предпочитает ответы, а не вопросы.
Отвечая на вопрос журналистов о будущем кино в связи расширением ЕС, Форман заявил, что не видит, что в этом может быть что-то плохое. Он совершенно не тревожится. Появление новых возможностей проката, спутники, телеканалы и все новые средства технической поддержки - все это может привести лишь к повышению спроса.
И европейское, и американское кино имели свои подъемы, подчеркивает режиссер. В Европе были итальянский неореализм, Де Сика и Де Сантис, свободное английское кино Ричардсона, режиссеры новой волны - Трюффо, Годар, Шаброль. В Америке были немые комедии Чаплина, независимое кино Кассаветиса и т.д.
Когда журналист спросил режиссера, какой фильм он бы хотел спасти в случае вселенского пожара, Форман сказал, что, без сомнения, это "Дети райка", а если бы ему разрешили заполнить мешок, он бы положил туда все фильмы Чарли Чаплина, "Лорела и Харди" и картины Бастера Китона.