Согласно заключенному двумя сторонами договору, в музее, который откроется в 2012 году, в течение 20 лет будут выставляться произведения искусства из национальных французских коллекций. Предполагается, что за 20 лет музей Абу-Даби обзаведется достаточным количеством произведений, чтобы привлекать публику только своим собственным собранием. В течение же первых 20 лет посетители будут любоваться на шедевры из Франции.
Сотрудничество принесет Франции около 700 млн евро и дополнительную сумму за использование названия "Лувр". По истечении договора Лувру в Абу-даби придется найти другое название, передает радио "Свобода".
Этот проект вызвал крайне отрицательную реакцию у множества музейных деятелей Франции. Как только стало известно о существовании договора с Абу-Даби, в интернете появился текст, озаглавленный "Музеи не продаются". Инициатором акции является Франсуаза Кашан, бывшая заведующая Дирекцией французских музеев. На сегодняшний день петицию подписали около 2,5 тысяч человек.
Директор Лувра Анри Луаретт назвал авторов петиции "ретроградами, отказывающимися понимать задачи музеев в эпоху глобализации". Нынешняя заведующая Дирекцией французских музеев Франсин Мариани-Дюкрэ заявила, что деньги, вырученные от реализации проекта в Абу-Даби, пойдут на финансирование музеев Франции. Она также успокоила общественность, пообещав, что знаменитая Джоконда в Эмираты не поедет.
"Между тем, что планируется сегодня Лувром, и обычным проектом культурного обмена есть существенная разница - комментирует глава парижского музея Пикассо Жан Клер. - Музеи регулярно обмениваются произведениями искусства из национальных коллекций. Но это делается бесплатно, с единственной целью - для распространения искусства на планете".
Музейные работники, готовящие такие экспозиции, отдельной платы не получают. Но в данном случае речь идет не о культурном проекте, а о меркантильной рекламной акции, считает Клер. ОАЭ, арабское государство, основа экономики которого - добыча нефти, планирует открыть грандиозный музейный комплекс для привлечения туристов.
"Часть постоянной коллекции Лувра уезжает в Абу-Даби и музей получает за это кругленькую сумму. Здесь уже не действует логика культурного проекта - это логика рынка и извлечения выгоды из набитого деньгами Абу-Даби", - продолжает Клер.
Однако, несмотря на протест со стороны хранителей музеев и историков, которых поддерживает часть прессы, правительство не намерено отказываться от выгодного проекта сотрудничества. Подобные филиалы не новы, утверждают во французском министерстве культуры. Например, в Абу-Даби также строит свой филиал нью-йоркский музей Гуггенхейма. А крупнейший французский музей современного искусства - Центр Жоржа Помпиду - откроет к 2010 году филиал в крупнейшем городе КНР Шанхае.
Между тем, согласно контракту, власти арабского эмирата оставляют за собой возможность не допускать некоторые произведения на свою территорию. В Абу-Даби зрители вряд ли увидят произведения искусства на религиозную тему и обнаженную натуру.