Реакция российских властей разных уровней на международный успех нового фильма Андрея Звягинцева "Левиафан" показывает полную растерянность
Russian Look
Реакция российских властей разных уровней на международный успех нового фильма Андрея Звягинцева "Левиафан" показывает полную растерянность. Это замечают и комментируют журналисты и публицисты.

Так, с одной стороны, раздаются призывы увековечить имя Звягинцева, с другой - требования запретить прокат фильма в России, а автора обвиняют в "конъюнктуре" и, в добрых советских традициях, - в чрезмерной любви к "славе, красным дорожкам и статуэткам".

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что готов поддержать инициативу назвать одну из улиц города именем режиссера Андрея Звягинцева, но считает, что уместнее было бы присвоить его имя местной киностудии, передает ТАСС.

- Мединский: "Фильм запредельно конъюнктурен"
- Власти Мурманской области отрицают, что запретили прокат "Левиафана", хотя кинотеатры подтверждают это
- Экс-мэр поселка, где снимали "Левиафан": "Все гораздо хуже, чем показано у Звягинцева"
- О чем же кино...

"Если наши славные земляки или лично Андрей Звягинцев помогут продвинуть идею возрождения Новосибирской киностудии на общегосударственном уровне, то тогда и студию можно будет назвать именем одного из них. И мне кажется, любому режиссеру или актеру будет гораздо приятнее, если в его родном городе будет профессиональная киностудия его имени, нежели улица", - написал он на своей странице в одной из соцсетей.

Под "славными земляками" Локоть имеет в виду режиссеров Вячеслава Росса, Юрия Шиллера и Владимира Эйснера, актеров Ирину Алферову, Юрия Назарова и Владимира Машкова.

Что касается присвоения имени Звягинцева одной из городских улиц, Локоть отметил, что решать этот вопрос должны горожане. "В конце концов, именно они будут на этих улицах жить, по ним ходить и ездить. Если такое решение будет - я его подпишу, не вижу в этом проблемы", - заявил мэр, отметив однако, что не является сторонником увековечивания имен при жизни людей.

Локоть также признался, что пока не смотрел последний фильм Звягинцева "Левиафан", получивший "Золотой глобус" и номинированный на "Оскар". О сюжете картины он знает только со слов самого режиссера, с которым знаком лично.

Ранее министр культуры Новосибирской области Василий Кузин и губернатор региона Владимир Городецкий заявили, что готовы рассмотреть идею присвоения имени Звягинцева улице, если такое предложение поступит от инициативных горожан.

В то же время, отвечая в пятницу на вопрос журналистов, как он относится к якобы объявленному властями Мурманской области запрету на показ "Левиафана", Городецкий призвал относиться к любым инициативам по поводу Звягинцева и его фильма осторожно. "С одной стороны у нас прозвучало: увековечить, назвать именем улицу. Разные подходы, будем анализировать", - цитирует губернатора "Тайга.инфо".

Напомним, что фильм подвергся в России критике еще до выхода в прокат.

В мурманском селе Териберка, где снимался "Левиафан", остались им недовольны. Глава поселения Татьяна Трубилина назвала ленту "бесполезной и неправдоподобной", поскольку жители Севера в ней показаны сугубо негативно, и выступила против проката фильма на больших экранах.

"Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть", - сказала глава поселка, перечислив позитивные моменты в жизни Териберки: рост рождаемости, высокую занятость населения и др.

С критикой в адрес картины Звягинцева обрушились и некоторые эксперты. Так, заведующий отделом Института стран СНГ по связям с РПЦ и с православным сообществом, основатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов назвал ленту "поганой клеветой на Русскую церковь и Российское государство". А член Общественной палаты РФ Сергей Марков - "антироссийским политическим заказом" с "ярко выраженным антиправославным акцентом".

"Левиафан" - авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России, и отсылка к одноименному сочинению знаменитого английского философа Томаса Гоббса. В фильме повествуется о жителе небольшого городка на берегу Баренцева моря по имени Николай, у которого продажный мэр пытается конфисковать почти все имущество.

Мировая премьера кинокартины состоялась на Каннском международном кинофестивале 23 мая 2014 года. Ожидается, что в России картина выйдет в широкий прокат в феврале.

Мединский: "Фильм запредельно конъюнктурен"

Между тем министр культуры Владимир Мединский, который на премьере фильма в Каннах его сдержанно раскритиковал, а после награждения "Левиафана" "Золотым глобусом" даже высказался о "высоком мастерстве наших кинематографистов и их признании на международном уровне", после номинации картины на "Оскар" дал интервью газете "Известия", в котором повторил практически все прозвучавшие ранее в России претензии со стороны "православно-патриотической" общественности.

По словам министра, "среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя". "То есть, что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки - это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения", - сказал Мединский словами, от которых повеяло советской риторикой времен холодной войны.

"Признаемся, что в погоне за международным успехом этот фильм запредельно конъюнктурен", - продолжил министр, отметив при этом, что "рад фестивальному успеху нашего кино".

Он намекнул, что не позволил бы "Левиафану" получить госфинансирование: "Фильмы, которые не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают (это, кстати, неуважение к выбору налогоплательщиков), наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования, не должны за счет налогоплательщиков финансироваться".

Министр также назвал "перебором" то, как показана в фильме Русская православная церковь: "Это меня сильно и крайне неприятно резануло. Осуждать авторов за это - не моя ипостась. Но скажу так - "да воздастся каждому по вере его".

"Надеюсь, что в будущем Андрей Звягинцев, человек очень одаренный, при поддержке Министерства культуры снимет кино, в котором не будет этой экзистенциальной безнадеги. Кино, после которого захочется встать, выйти на улицу и сделать что-то хорошее, правильное, не откладывая, - прямо здесь и прямо сейчас. После "Левиафана", увы, такого чувства не возникает", - подытожил чиновник.

Известный российский писатель и публицист Виктор Шендерович так прокомментировал "Эху Москвы" высказывания Мединского: "И они теперь не знают, бедные: оскорбляться им или гордиться? И вот они сидят, чешут голову и думают: и чего теперь? Оскорбиться, гордится? Сначала оскорбиться, потом погордиться. Что? Дать ему орден, выгнать из страны? Вот у Мединского те же проблемы, кстати, по большому счету".

По словам Шендеровича, Мединский сейчас "сидит и думает: с одной стороны, победа русской культуры, а он министр культуры; с другой стороны, он успел наложить дерьма на это произведение. И по политике... Как-то явно оно не сильно такое провластное, судя по тому, что я читал.... Что Мединский, что Мурманская область - не знают, что им теперь с этим подарком судьбы делать. Сначала, разумеется, оскорбились и тот и другая, теперь понимают, что еще не дай бог выиграет - так ведь это же ты в дураках, в дураках-то не Звягинцев, в любом случае уже не Звягинцев".