Торжественная церемония пройдет во Дворце Берлинале, расположенном вблизи столичной Потсдамер платц.
Специалисты и критики уже отсмотрели все конкурсные работы и затаили дыхание, ожидая решения жюри. Разумеется, члены жюри хранят гробовое молчание относительно перспектив той или иной ленты на победу, поэтому строить какие-либо догадки, опираясь на их впечатления, бессмысленно. В числе работ, хорошо принятых критиками - чилийский фильм "Глория" (Gloria) режиссера Себастьяна Лелио, румынская драма "Поза ребенка" (Child's Pose), награжденная FIPRESCI, и последняя часть "райской" трилогии Ульриха Зайдля "Рай: Надежда" (Paradies: Hoffnung).
Берлинале имеет славу фестиваля, на котором поднимаются острые социальные проблемы. Одним из фильмов, как нельзя лучше отражающим такую репутацию смотра, является "Эпизод из жизни сборщика железа" боснийского режиссера Даниса Тановича (An Episode in the Life of an Iron Picker). Эта драма, принятая критиками в целом положительно, рассказывает о цыганской семье, борющейся с нищетой и несправедливостью. В основу картины легла реальная история семьи Мужич, а все актеры играют самих себя.
Задолго до начала фестиваля обращал на себя внимание фильм иранца Джафара Панахи "Закрытый занавес" (Parde). Режиссер осужден в ИРИ на шесть лет за антиправительственную деятельность, ему запрещено снимать фильмы и выезжать из Ирана в течение 20 лет. Разумеется, премьера ленты прошла в его отсутствие, хотя власти федеративной республики ранее потребовали от властей ИРИ разрешить режиссеру присутствовать в германской столице. До и после пресс-показа возле фестивального кинотеатра "Берлинале паласт", где проходят все премьеры, проходил пикет в поддержку Панахи.
И если "Закрытый занавес" рассматривался критиками в первую очередь под призмой политических репрессий, то от "Побочного эффекта" (Side Effects) Стивена Содерберга берлинская публика и организаторы смотра ожидали звездных гостей. По красной ковровой дорожке близ Потсдамер платц в день премьеры прошли в частности актеры Джуд Лоу и Руни Мара, которые теперь претендуют на "серебряных" медведей. Сам триллер, при создании которого Содерберг черпал вдохновение в лентах короля этого жанра Альфреда Хичкока, может точно побороться за лучший сценарий.
Не осталась незамеченной и драма режиссера Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь". Эта лента рассказывает о судьбе молодого предпринимателя Саши (Александр Яценко), который выкупил полуразрушенную ферму в российской глубинке. Он жалуется на своих работников, на неудачи, которые подстерегают его на каждом шагу. На фоне этой безнадежной ситуации появляется неизвестный инвестор, претендующий за земли главного героя. Не желающий связывать дальше свою жизнь с сельским хозяйством Саша соглашается продать хозяйство и объявляет о своем решении местным жителям, которые трудятся под его началом. Никаких перспектив кроме работы на этой ферме у них нет, и они уговаривают главного героя оставить землю и обещают помощь. По ходу сюжета они постепенно отворачиваются от своего начальника и оставляют его наедине с агрессией местной администрации.
Местная публика приняла картину сдержанно. Ей осталось непонятным название фильма, которое не увязывается с грустной концовкой, за гранью понимания европейских зрителей остались и отношения "бизнесмен-чиновник", так хорошо понятные российскому зрителю. Впрочем, сюрпризом это для режиссера не стало. Еще до за день до премьеры в интервью он сообщил, что сам был удивлен, когда его работу отобрали на Берлинале. "Понятия не имею, что они (зрители) увидят", - заявил он. Как бы то ни было, свою долю аплодисментов картина Хлебникова получила - за впечатляющую природу, красиво показанную в кадре, и игру Александра Яценко.
Среди других номинантов выделяются фильм "Золото" (Gold) немца Томаса Арслана с Ниной Хосс в главной роли, "Уроки гармонии" Эмира Байгазина из Казахстана, американская лента "Неизбежная смерть Чарли Кантримена" (The Necessary Death of Charlie Countryman) с Тилем Швайгером, французские "Камилла Клодель 1915" (Camille Claudel 1915) и "На моем пути" (Elle s'en va) с Катрин Денев, а также "Монахиня" (La Religieuse) совместного производства Франции, Германии и Бельгии.