Сценическую композицию для спектакля написал сам Женовач. Художник - Александр Боровский, постоянный соавтор всех спектаклей СТИ.
На вопрос, как возникла идея постановки повести Ерофеева, режиссер сказал, что "все происходит с одной стороны случайно, а с другой - в свое время".
"В юности, я, например, не очень понимал Платонова, но наступил момент, когда я его почувствовал, и захотел поставить. Так и с Ерофеевым. Возможно, я только сейчас начинаю постигать глубину этой поэмы, которая, конечно же, не про то, как люди пьют и ругаются матом. Кстати говоря, на фоне нынешней современной литературы, где авторы используют эту лексику, Венедикт Ерофеев выглядит просто учеником-отличником. Это произведение, которое поменяло мировоззрение многих людей, это миф об одиночестве, - рассказал Женовач. - Что касается матершины, то это часть нашей жизни, истории, культуры, русского языка, и никуда мы от этого не денемся. Грязь возникает только тогда, когда матерные слова направлены на оскорбление, унижение чести и достоинства другого человека".
Ерофеев был человеком потрясающей эрудиции. Он много читал, замечательно разбирался в поэзии, музыке, живописи, знал всю Библию наизусть. В его опубликованных записных книжках видно, что писатель обладал глубокими познаниями в области философии, литературы, истории.
"Мир, который он создал в романе "Москва-Петушки", - это такая мистификация, тонкая и умная игра, где он как бы описывает свою собственную жизнь после смерти. Здесь одиночество умного интеллигентного честного человека, лишнего и ненужного в России. В этом диагноз целого поколения. Для меня проза Ерофеева - продолжение традиций русской и мировой литературы. Найти театральную форму, сценическое пространство, язык, который позволит воплотить это произведение в театре - самое трудное", - отметил Женовач.
Еще при жизни Ерофеева многие пытались это сделать. Как рассказал худрук СТИ, сценограф Давид Боровский мечтал создать спектакль по Ерофееву в театре на Таганке. Роль Венички должен был сыграть Иван Бортник. По мнению Женовача, постановка стала бы событием в театральной жизни. Однако спектакль так и не вышел.
"Работа над таким произведением, как "Москва-Петушки", - очень важное событие для актеров Студии. Хочется, чтобы они по-настоящему прочувствовали и передали зрителям ерофеевское мировосприятие и миропонимание. Конечно, это театр, условность, мир иллюзий. Но это проза, в которую ты веришь и чувствуешь, что, может быть, она правдивее, чем сама реальность. К сожалению, я уже сейчас могу предсказать, какие будут заголовки рецензий - "Женовачи" заматерились" или "Мальчики" начали выпивать". Сегодня все как-то сместилось в критериях. Хочется глубинного понимания и восприятия", - сказал режиссер.
Повесть "Москва-Петушки" написана в период с 1969 по 1970 годы. Сам Ерофеев считал это произведение самым удачным из всего написанного.
"Читаю и смеюсь, как дитя. Сегодня, пожалуй, так написать не смог бы. Тогда на меня нахлынуло. Я написал эту повесть за пять недель", - сказал он в одном из своих интервью.