"Подобной обстановки не наблюдалось со времен большевистских штурмов", - пишет местная интернет-газета "Фонтанка.ру". Война за Дворцовую площадь началась в июне прошлого года после концерта Пола Маккартни.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа с 1992 года, написал в связи с этим в "Известия" жесткий комментарий: "То, что произошло вчера вечером на концерте Пола Маккартни, является примером того, что никогда не должно происходить рядом с музеем". Свыше 60 тысяч человек пели, танцевали, прыгали и стучали ногами в нескольких сотнях метров от полотен Матисса и Леонардо, Джорджоне и Моне.
"Когда мы передаем свои картины другим музеям, мы избегаем даже перевозки картин воздушным транспортом, чтобы избежать разрушения полотен вибрацией, - заявил разгневанный Пиотровский, - подумайте, что могло произойти на протяжении целой ночи, когда вибрация была несопоставимо сильнее, чем в любом самолете. Это недопустимо, я буду бороться, чтобы подобное никогда не повторилось".
Однако после Маккартни на площади выступил Джо Кокер, хотя Пиотровскому удалось заставить перенести усилители в противоположную от музея сторону. Несколько недель назад было заявлено о проекте проведения кинофестиваля, который продлится 13 дней. На фестиваль ждут свыше миллиона гостей. Автором инициативы является Марк Рудинштейн, режиссер, занимающийся в настоящее время бизнесом и имеющий широкие связи в мире нового русского капитала.
"Когда я приезжаю в какой-нибудь город, я никогда не иду в музеи, - заявил Рудинштейн на обвинения Пиотровского. - Первое, что я делаю, это сажусь в кафе на площади и любуюсь панорамой, лишь после этого я могу сказать, что знаю город". Поэтому, по задумке Рудинштейна, для фестиваля будут смонтированы шесть проекционных залов и конференц-зал, на Дворцовой площади появятся бар, кафе, ресторанчики и пивные.
"Я не могу думать о количестве ночных заведений и общественных туалетов, которые убьют центральную часть нашего города", - отреагировал Пиотровский на эти планы.
"В игру вступили не только два различных представителя культуры, один из которых привык каждый день проходить по 300 залам, которые некогда принадлежали Романовым, и мечтать о превращении своего музея в соперника Лувра, а другой предпочитает организовывать массовые мероприятия и распоряжаться деньгами спонсоров. Существуют также требования местной администрации, разрывающейся между необходимостью поддержать одного из самых авторитетных людей города, ко всему прочему, хорошего друга президента Путина, и желанием наконец пополнить нищенскую казну Петербурга", - пишет в четверг La Stampa.
"Пиотровский становится основным препятствием на пути большого бизнеса, - заявил в открытом письме режиссер "Русского ковчега", снимавшегося в Эрмитаже, Александр Сокуров, обеспокоенный сложившейся ситуацией. - Я боюсь, что его жизнь в опасности".
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко попыталась успокоить всех, назначив комиссию, которая должна принять решение о будущем Дворцовой площади, но сами чиновники администрации сомневаются в успехе этой инициативы.
В последнем интервью радиостанции "Эхо Москвы" Марк Рудинштейн заявил, что намерен заниматься фестивалем "Золотой ангел" в течение ближайших двух лет. Он уже знает, кому он его продаст. "Уже начался дележ денег, - отмечает обеспокоенный Сокуров. - Это уже не комиссия по решению судьбы Дворцовой площади!".
Пиотровский уже несколько дней не покидает своего кабинета в Эрмитаже и хранит упорное молчание. "Те, кто его знают, понимают, что это не из-за страха за свою жизнь. Но в России, стране легких денег, лучше уметь видеть, что делается у тебя за спиной", - отмечает газета (перевод на сайте Inopressa.ru).