В Нью-Йорке на 72-м году жизни умер художник-карикатурист, литератор и автор легендарных афоризмов Вагрич Бахчанян
Российская газета
В Нью-Йорке на 72-м году жизни умер художник-карикатурист, литератор и автор легендарных афоризмов Вагрич Бахчанян, сообщает "Радио Свобода". Причины смерти художника не указываются, но известный галерист Марат Гельман сообщил в своем блоге, что художник покончил с собой.

Бахчанян родился в 1938 году в Харькове. В 1957 году поступил в Харьковскую Студию декоративного искусства, где учился у Василия Ермилова - известного в 20-х годах авангардиста - и Алексея Михайловича Щеглова.

Его первая персональная выставка прошла в 1968 году в московском кафе "Синяя птица", следующая - в 1973 году в Париже. С тех пор работы Бахчаняна выставлялись в галереях Австрии, Швейцарии, США, Германии, Украины, Болгарии, Словакии, Италии.

С середины 60-х перебрался в Москву, где участвовал в неофициальных выставках и работал в юмористическом разделе "Литературной газеты" "Клуб 12 стульев", дружил с писателями Юрием Милославским и Эдуардом Савенко, которому и придумал псевдоним - Лимонов.

Именно он сочинил ряд афоризмов, впоследствии ставших фольклором: "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью", "Лишний человек - это звучит гордо", "Бей баклуши - спасай Россию!", "Вся власть - сонетам".

В 1974 году по израильской визе выехал в эмиграцию, однако в Израиль не поехал, а отправился в США, где обосновался в Нью-Йорке. Он в шутку называл себя армянином на 150%, потому что даже мачеха была армянкой.

В США Бахчанян опубликовал пять книг. Две из них были переизданы в России: "Мух уйма: художества" и "Вишневый ад и другие пьесы".

"Что бы ни говорила советская власть, Вагрич всегда был не диссидентом, а формалистом. Бахчанян поставил перед собой задачу художественного оформления режима на адекватном ему языке. Орудием Вагрича стал минимализм. Бахчанян искал тот минимальный сдвиг, который отделял норму от безумия, банальность от нелепости, штамп от кощунства, - писал к 70-летию Бахчаняна Александр Генис в "Новой газете". - Половину своих 70 лет Бахчанян прожил в Нью-Йорке. Но эмиграция изменила Бахчаняна меньше всех моих знакомых. Даже в нью-йоркском пейзаже Бахчанян умудряется выделяться. Особенно когда он на верёвочку с крючком ловит карасей в пруду Централ-парка".

"Пафосный ярлык "художник слова" – самоопределение Вагрича Бахчаняна. И одновременно – демонстрация одного из способов художественной утилизации идеологического мусора: изобретательное приглашение легкого на выдумки художника-писателя в мир собственных языковых игр. Игр. В которых все, будь то коллажи, рисунки, живопись, книги-объекты, перформансы, пьесы, короткие и пространные тексты разных жанров, раздаривающие речевым штампам жизнь новых значений, ожидает от нас не только вкуса к аскетической экономии средств, но также открытости к неистощимой, абсолютно естественной способности автора смешить читателя и зрителя. При том смешить не эстрадным скоморошеством, а высокопробной художественной продукцией, обязанной редкостному, независимому ни от какой моды союзу индивидуального видения с проблематикой современного искусства" (Евгений Барабанов, к каталогу выставки Бахчаняна в "ERA Foundation", Москва).