Режиссер Александр Сокуров получил главный приз Венецианского кинофестиваля - "Золотого льва" - за свой фильм "Фауст", завершающий историческую тетралогию о власти и людях, в которую также входят "Молох", "Телец" и "Солнце".
Глава жюри Даррен Аронофски, вручая приз, сказал, что "Фауст" из тех фильмов, после просмотра которых меняется каждый. Сам Сокуров был взволнован и, с трудом подбирая слова, поблагодарил всех, кто помогал, а также зрителей за терпение и доверие, передает РИА "Новости".
В основу фильма положена первая часть поэмы Гете, сценарий написал Юрий Арабов. Для съемок построили целый город в окрестностях Праги. Роль Фауста исполнил немецкий театральный актер Йоханес Цайлер, который разговаривал в кадре на родном языке, Мефистофиля-ростовщика сыграл основатель театра DEREVO Антон Адасинский, также в фильме снялся Леонид Мозговой.
"Серебряного льва" получил режиссер Цай Шанцзюнь, чья картина "Люди горы люди море" стала фильмом-сюрпризом фестиваля, объявленном намного позже всей программы. Это история о пятерых братьях, которые пытаются выследить преступника в одной из отдаленных китайских провинций.
Еще один приз фестиваля ушел в Китай, а именно "Кубок Вольпи" за лучшую женскую роль актрисе Дине Йип - она сыграла в фильме "Простая жизнь" (Tao jie, или A Simple Life) режиссера Энн Хуэй (Ann Hui) домработницу, 62 года прослужившую в семье гонконгского продюсера - реально существовавшего человека.
Европейцам уделили совсем мало призов. Заслуженно, по мнению критиков, лучшим актером стал ирландец Майкл Фассбендер - в конкурсе показали сразу два фильма с его участием: "Стыд" Стива Маккуина, где он сыграл сексуально одержимого жителя Нью-Йорка, и "Опасные связи" Дэвида Кроненберга, где ему пришлось стать Юнгом.
Сокуров призвал реформировать кинофестивали
Обладатель "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля за фильм "Фауст" режиссер Александр Сокуров в своей речи после церемонии награждения призвал радикально реформировать кинофорумы класса А и главное - отказаться от конкурса.
В мире 13 международных кинофестивалей категории А, включая Канны, Венецию, Берлин, Москву и прочие. Во всех них традиционная схема - есть основной конкурс с призами за лучший фильм, режиссера и так далее, и несколько параллельных конкурсов. "Мне много раз приходилось говорить, что конкурсная система фестивалей класса А себя изжила. Надо придумать новую систему киновыставок и, опираясь на опыт Венеции, создавать именно киновыставки, а не конкурсные соревнования. Конечно, это может не понравиться журналистам. Но, поверьте, меньшинство не всегда заблуждается", - заявил журналистам Сокуров.
Он подчеркнул, что в Венецию приехал "не для того, чтобы получить премию, а для того, чтобы показать картину, дать старт ее жизни, приблизить к людям". "Но произошел тот случай, когда мы оказались поняты. Это бывает не так уж часто", - заметил режиссер.
В своей речи Сокуров также напомнил, что "культура - не роскошь, а абсолютно необходимое основание для развития общества", но "если культура, как и прежде, будет деликатной, мягкой, осторожной и молчаливой, нас проглотят - нас просто не будет".
"Нам, обществу, нужно бороться за культуру на всех уровнях", - заключил Сокуров, добавив, что свой фильм не собирается навязывать зрителям с помощью рекламных кампаний.
"Фильму зритель не нужен. Это зрителю должен быть нужен фильм", - убежден режиссер.
На его взгляд, "Фауст" нуждается в целевом прокате, "чтобы не было разочарований ни у зрителя, ни у режиссера". "Я пять минут назад говорил с премьер-министром России и надеюсь на поддержку государства в тех случаях, где государство может нам помочь", - полагает Сокуров.
Ранее его продюсер и композитор Андрей Сигле сообщал, что российская премьера "Фауста" должна состояться в октябре-ноябре, в дальнейшем фильм может быть показан по одному из центральных каналов, что касается проката - то здесь заинтересованность больше проявляли западные прокатчики, нежели российские.