Братство прерафаэлитов было образовано в 1850-х годах. В нем состояли художники, оппозиционные всем официальным течениям и уверенные в том, что британская живопись приходит в упадок, поэтому вдохновение следует искать в раннем, дорафаэлевском итальянском искусстве. Отсюда и появилось название "Братство прерафаэлитов" (P.R.B., Pre-Raphaelites Brotherhood), самыми известными представителями которого стали Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон Эверетт Милле.
Экспозиция, приехавшая в Москву после Лондона и Вашингтона, разделена на несколько условных частей - "Образы прошлого", "Природа", "Поэтическая живопись", "Красота", "Утопия" и "Спасение". В последней можно увидеть картину Джона Эверетта Милле "Христос в родительском доме". Знаменита она в числе прочего тем, что Чарльз Диккенс назвал ее "гнусной и отталкивающей", а королева Виктория приказала доставить полотно в Букингемский дворец для личного осмотра: общественность возмутила излишняя натуралистичность изображения святого семейства. Хотя сейчас можно констатировать, что в этом произведении есть все, что характерно для творчества прерафаэлитов, то есть простота и натуралистичность, - художники привлекали к позированию своих друзей и членов семей, вне зависимости от того, светский сюжет у картины или же библейский.
Прерафаэлиты известны также и тем, что ввели в моду новый тип женской красоты - интеллектуальный, раскрепощенный и порой ядовитый, что получило дальнейшее развитие в эпоху модерна. В части "Красота" можно увидеть "Прекрасную Изольду" Уильяма Морриса и Monna Vanna Россетти.
Также в Москву привезли оригинальные витражи Эдварда Берн-Джонса, в том числе "Ангела с лютней", и масштабную шпалеру "Поклонение младенцу", выполненную уже после смерти Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Морриса, вдохновленных гением Россетти и ставших его последователями, особенно по части прикладных ремесел. В частности, в экспозиции представлены буфет "Дамы и звери" Берн-Джонса, главы из романа-утопии "Вести из Ниоткуда", напечатанные в издательстве Морриса "Келмскотт-Пресс", и обои "Шпалера" его дизайна. Таким образом, на выставке можно увидеть братство прерафаэлитов в действии - от его появления до распространения в различных областях искусства, не только в живописи.
Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова никогда не скрывала, что хотела бы показать в возглавляемом ею музее искусство прерафаэлитов, которое "овеяно романтическим духом" и оттого хорошо принимается в России.
Впервые о том, что выставка прерафаэлитов может состояться, заговорили в 2008 году, когда при поддержке фонда "Искусство, наука и спорт" Алишера Усманова в залах ГМИИ открылась экспозиция "Тернер. 1775-1851". Она стала самым дорогим на тот момент проектом музея со спонсорским участием и одной из первых выставок, собравшей 200 тысяч зрителей.
Таким образом, была открыта своеобразная программа показа практически не представленного в российских музейных собраниях британского искусства.
Затем последовал проект "Уильям Блейк и британские визионеры", где искусство художников братства было представлено в минимальном объеме, словно предваряя нынешнюю масштабную экспозицию. В том же, 2011 году, с фондом Усманова было подписано соглашение о проведении нынешней выставки.
До этого прерафаэлитов, и также небольшим числом полотен, представлял Christie's на своей предаукционной выставке в Третьяковской галерее в 2008 году.
Как рассказала Антонова, в числе причин, из-за которых нынешний проект так долго готовился, стали востребованность искусства прерафаэлитов во всем мире - "надо занимать очередь", а также финансовая сторона вопроса. Однако глава ГМИИ отказалась озвучивать бюджет проекта, который по посещаемости вполне может побить нынешний рекорд музея - выставку Сальвадора Дали, которую за 11 недель работы увидели 270 тысяч зрителей.
Посетители первой масштабной выставки прерафаэлитов в России смогут также прослушать цикл лекций о творчестве художников и воспользоваться услугой специализированной экскурсии.
Выставка продолжит свою работу до 22 сентября.