Выставка "Время собирать", открывшаяся для публики во вторник, является итогом семилетнего изучения сотрудниками музея частных собраний русского искусства. О трудоемкости работы свидетельствует охваченный временной период - экспозиция начинается с живописи Владимира Боровиковского и Карла Брюллова, а заканчивается фотографиями Александра Родченко.
"Все, что мы показываем на выставке, раньше в России не было известно. Это касается как отдельных произведений, так и целых периодов творчества некоторых художников", - сказала Петрова. Первый случай иллюстрирует картина Ильи Репина "Черноморская вольница", обнаруженная в одном из финских собраний.
По словам замдиректора Русского музея, эта картина показывает жизнь запорожцев в драматическом ключе, в отличие от оптимистичного и широко известного полотна "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану".
Уже зная о существовании "Черноморской вольницы", музейщики в разных собраниях нашли два этюда к ней. При этом сами хозяева не подозревали, что владеют частью 20-летней работы Репина над картиной.
"Это большая удача - показать вместе этюды из разных коллекций. Не важно, является "Черноморская вольница" венцом творчества Репина или нет, главное, что на этой выставке мы можем увидеть процесс поисков большого художника", - сказала Петрова.
Что касается неизвестных периодов творчества знаменитых русских живописцев, то к ним относятся те произведения, которые были созданы в эмиграции, осели за границей и до настоящего времени находились вне поля зрения специалистов.
Для наглядности организаторы выставки разместили в одном из залов царицынского Большого дворца нехарактерное для Филиппа Малявина, известного своими бабами в цветастых одеждах, аллегорическое полотно "Принцесса и омар".
"Эта картина наиболее ярко показывает, что после революции у многих художников, покинувших Россию, менялась манера письма, темы работ. На этой выставке мы дополняем и отчасти меняем установившиеся представления об известных живописцах", - рассказала Петрова.
Однако эта выставка может понравиться не только знатокам и ценителям русского искусства - ее создатели учли самые разные вкусы посетителей. Если кто-то оценит одинаковые по колориту, но совершенно разные по стилю работы Натальи Гончаровой, то другим будет небезынтересно взглянуть на самовар императора Александра III и драгоценные табакерки.
Экспозиция "Время собирать" составлена из 134 живописных и 48 графических работ, шести скульптур и 50 фотографий, а также предметов декоративно-прикладного искусства из 15 собраний США и Европы.
Петрова уверена, что роль современных и ушедших коллекционеров в деле сохранения национального искусства пока что недооценена. "Нельзя забывать, что каждый музей начинался с чьей-то частной коллекции и было бы неплохо в Русском музее переделать этикетки к картинам, добавив информацию, из какой коллекции происходит каждая из них", - заключила она.
Выставка "Время собирать" будет работать до 10 июля.