Тем не менее, по данным "Коммерсанта", в понедельник вечером стоявшие на таможне фуры с экспонатами выставки все же отправились в Париж. Однако без работ, которые были исключены из экспозиции по цензурным соображениям - произведений групп "ПГ" и "Синие носы", двух работ Марии Константиновой, одной работы Вячеслава Сысоева и автопортрета Владислава Мамышева-Монро в образе Гитлера.
В экспозицию в парижском выставочном зале "Мезон Руж" должны были войти произведения не только классиков Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, но и художников нового поколения.
Организатор выставки, заведующий отделом новейших течений в ГТГ Андрей Ерофеев так прокомментировал все происходящее: "Мы тут в Париже находимся в крайне затруднительном положении. Приглашения на выставку уже разосланы, стены готовы для развески. Нет только самих произведений. Во Франции, где в этом году проходит год России, всю эту ситуацию воспринимают с большим изумлением".
Как рассказал Ерофеев, началось все с того, что замдиректора ГТГ Ирина Лебедева не отпустила в Париж видеоинсталляцию группы "ПГ". Список остальных экспонатов был представлен Роскультуру – там он сократился. Далее оставшиеся работы отправились в Росохранкультуру, где из списка вычеркнули еще несколько работ.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Анатолий Вилков на вопрос о своем участии в урезании выставки сказал следующее: "Я картины не просматриваю, я получил список от Роскультуры и в пятницу еще подписал все документы. Да, там произошла некоторая задержка, потому что Третьяковка сама изменила первоначальный список и изъяла десять произведений, Роскультура вскоре направила нам новый список, и уже по этому новому списку все документы были готовы в пятницу".
Руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой признался "Коммерсанту", что несколько произведений он действительно предложил не вывозить в Париж. В частности, это касается картины с голыми Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. "Существуют международные законодательные нормы, которые запрещают произведения, оскорбляющие руководителей других стран", - заявил Швыдкой.
"Часть произведений, о которых говорил министр Соколов, я снял еще в четверг. Я против цензуры, и ее здесь не было. Просто то, что может позволить себе частная галерея, не может государственная. Но отменить целый пласт в искусстве нельзя, даже если он очень не нравится. Выставка уезжает в Париж. И насколько мне известно, посетить ее выразил желание президент Франции Николя Саркози", - отметил глава Роскультуры.
В Общественной палате неоднозначно оценили позицию министра культуры
В Общественной палате РФ неоднозначно оценили попытки главы министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова не допустить проведения выставки "Соц-арт. Политическое искусство из России".
"Я выступаю за свободу искусства. То, что делает сейчас министерство культуры и массовых коммуникаций, возмутительно. Это чудовищный антипиар России - страны, где чиновники пытаются определить, что считать искусством, а что нет. Это попытка вернуться к практике, распространенной в советское время", - заявила член палаты, член-корреспондент Российской Академии художеств Айдан Салахова.
По ее мнению, чиновники из Минкультуры "плохо разбираются в современном искусстве, но пытаются подменить собой экспертов из художественного сообщества". При этом Салахова подчеркнула, что художники, "чьи работы, по мнению министра Соколова, станут позором для России, давно признаны на Западе и не нуждаются в рекомендациях Минкультуры".
Со своей стороны член Общественной палаты РФ, президент Славянского фонда России Галина Боголюбова высказала мнение, что министр культуры "оказался в сложной ситуации, поскольку экспозиция организуется государственной галереей", сообщает "Интерфакс". "Государство финансирует расходы на таможенные пошлины, а также на транспортировку и обеспечение безопасности экспонатов", - сказала она.
"Если бы выставку в Париже организовывало частное сообщество художников или владелец частной галереи, то никаких препятствий со стороны Минкультуры быть не могло", - подчеркнула Боголюбова.
"Мы в Общественной палате выступаем против любой цензуры, но когда речь заходит о выставке, представляющей государство, его образ, то решение о том, что показывать, должны приниматься коллегиально. Этот пример доказывает необходимость создания авторитетного экспертного совета, в котором были бы представлены все точки зрения на искусство", - сказала Боголюбова.