Нападение было совершено в субботу днем. С десяток молодых людей, одетых в черные вязаные шапки, черные куртки и высокие черные ботинки армейского типа, ворвались в помещение галереи на улице Малая Полянка, 7/7, строение 5. В этот момент галерея была закрыта для посетителей, а внутри находились лишь несколько сотрудников и сам Марат Гельман.
- На Гельмана могли напасть читатели его ЖЖ
Нападавшие, разбившись на несколько групп, разбежались по помещениям галереи. Одни молча сорвали со стен и растоптали 40 работ грузинского художника Александра Джикии. Другая группа разгромила офис галериста, повредив мебель, всю оргтехнику и городской телефон. Сотрудников галереи нападавшие поставили лицом к стене, отобрали у них мобильные телефоны и разбили их. В одном из офисных помещений нападавшие избили и самого галериста. Его повалили на пол и били ногами. Одной из сотрудниц галереи удалось сбежать и вызвать милицию. Однако когда подъехали оперативники, нападавшие уже скрылись. Врачи 1-й городской больницы зафиксировали у Марата Гельмана сотрясение мозга, перелом носа, а также множественные ссадины на лице и теле.
Как рассказал Гельман, погромщики действовали "без истерии" и выглядели не как "хулиганы или фанатики", а как "профи, бойцы". Как пояснил галерист, выставочные помещения оборудованы системой видеонаблюдения, но в момент погрома она была отключена: в этот день галерея не работала и посетителей никто не ожидал. По той же причине там не было и охраны. Сам Гельман появился в галерее утром, чтобы дать интервью информационному агентству Reuters.
Поводом для интервью стал инцидент, происшедший в пятницу. Английский коллекционер и галерист Мэтью Боун был задержан на таможне аэропорта Шереметьево-2 с произведениями группы художников "Синие носы", приобретенными им в галерее Гельмана. 9 ноября Боун собирается открыть выставку российских художников в своей галерее в Лондоне. Подозрения таможенников вызвали несколько произведений, но особенно картина из серии "Маски-шоу", представляющая сидящих на диване трех мужчин в семейных трусах и картонных масках Усамы бен Ладена, Джорджа Буша и Владимира Путина.
Таможня задержала работу, решив, что она нарушает 130-ю статью УК ("Оскорбление должностных лиц"), и сняла английского галериста с рейса. После бесед с таможенниками галерист в тот же день улетел в Лондон, а работа осталась в Шереметьево. В Галерее Гельмана говорят, что речь идет о недоразумении и работа должна быть выдана им в понедельник, после того как сотрудникам таможни будут предъявлены каталоги выставок, на которых работа уже демонстрировалась.
Из представителей националистических организаций ответственность за погром на себя никто не взял. Так, например, лидер "Славянского Союза" Дмитрий Демушкин заявил "Новым известиям", что "наших там, к сожалению, не было", а один из лидеров Движения против нелегальной миграции сказал, что "это не наши методы".
На Гельмана могли напасть читатели его ЖЖ
Таможенный скандал и предстоящее интервью с иностранными журналистами Гельман подробно описал в своем интернет-дневнике (т.н. "Живой журнал" - ЖЖ), доступ на который открыт для всех пользователей интернета.
По словам Гельмана, погромщики появились в галерее через пятнадцать минут после того, как ушли журналисты. Галерист сказал, что нападавшие могли вычислить день его появления в галерее по дате назначенного интервью в его интернет-дневнике, а время они узнали у сотрудников галереи. В тот день не представлявшиеся люди неоднократно звонили с вопросами, когда появится Гельман.
Марат Гельман не связывает погром с национальностью художника Джикия, поскольку его выставка совершенно спокойно прошла в галерее Artplay (картины Александра Джикия выставлялись там до 15 октября). Не связывает он нападение и напрямую с задержанием английского галериста. "Скорее всего этот неожиданно возникший сюжет подтолкнул националистов осуществить давно задуманное",– предполагает Гельман.
По данным одного из авторов группы "Синие носы", Александра Шабурова, таможню насторожила не столько работа с изображением Владимира Путина, сколько произведение, изображающее шахидку с развевающейся, как у Мэрилин Монро на известной фотографии, юбкой. Историю же с президентом Путиным как он считает, раздули западные СМИ, "которые по-прежнему думают, что в России бродят белые медведи, за каждым из которых идут пять агентов КГБ".
Сам художник не думает, что работа из серии "Маски-шоу" оскорбляет достоинство президента. "Она о том, что наша частная жизнь подменяется медиа, что в России, как и во всем информационном обществе, фигуры из телевизора становятся ближе, чем наши реальные соседи и знакомые. Это просто констатация факта. Конечно, здесь есть юмор и взгляд со стороны, – считает художник Шабуров. – Но нельзя же это приравнять к оскорблению".
По поводу нападения Шабуров согласился с предположениями самого потерпевшего. "Половина преступлений у нас происходит потому, что люди общаются с неподобающими компаниями. А интернет – как раз то место, где ты постоянно тусуешься с людьми, с которыми бы никогда не стал общаться в реальной жизни – там же полно всяких экстремистов и просто больных. В интернете все видят и знают своих врагов и открыто друг друга ненавидят", – считает один из "синих носов". Постоянными читателями интернет-странички Гельмана, по словам Шабурова, являются не только его друзья, но и его идейные противники, с которыми галерист до недавнего времени дебатировал только посредством интернета.
Марат Гельман создал одну из первых частных художественных галерей в Москве (ныне Галерея Гельмана) в 1990 году. Однако многие проекты галериста носили политический характер – например, выставка 1996 года "Компромат" или проект 2005 года "Россия-2", призывающий художников создать "параллельный" позитивный имидж страны. В начале 1997 года был одним из организаторов кампании против установки в Москве памятника Петру I работы Зураба Церетели. В 1995 году пытался баллотироваться в Госдуму по списку блока "Поколение рубежа", вместе с Глебом Павловским был совладельцем Фонда эффективной политики, оказывал имиджмейкерские услуги Александру Лебедю и другим политикам. В 1999 году руководил предвыборным штабом Союза правых сил на парламентских выборах. С июня 2002 до декабря 2003 года был заместителем генерального директора ОРТ, курировал аналитическую дирекцию и PR-службу. Параллельно в качестве политтехнолога работал над проектом новой левой партии.
Как пишет New York Times, Гельман известен своими выставками политически заряженных и непочтительных произведений, а также публичными нападками на неофашистов за их нелюбовь ко всему нерусскому и неприятие западного влияния на российское общество (полный текст на сайте Inopressa.ru).
В этом году Гельман нажил себе немало врагов, публично критикуя неофашистов и националистов. Теперь он списке "врагов России", который российские неофашисты распространяют в интернете. Анна Политковская, журналистка, которую застрелили в ее подъезде 7 октября, тоже была в списке наряду со многими правозащитниками, отмечает издание.
Гельман также разгневал православных фундаменталистов своей критикой их влияния на политику и выставками работ, которые они считают антирелигиозными. Хотя он давно культивирует связи с Кремлем, он все чаще критикует Путина.