В ЦДЛ сегодня было действительно очень много народу. Около 11 утра со стороны метро "Баррикадная" к ЦДЛ стали стекаться люди – один за другим, с цветами и без. В какой-то момент очередь растянулась едва ли не до Садового кольца, передает радио "Эхо Москвы".
Говорили, так и было на его выступлениях. Люди в зале, фойе, проходах – друзья, поклонники, читатели. Скромные гвоздики, розы и васильки для Василия Аксенова. Кто-то принес даже апельсины, словно из его знаменитой повести "Апельсины из Марокко", сообщает телеканал "Культура".
"Уходит наша эпоха, и Аксенов, конечно, был одним из самых крупных столпов в этой эпохе. Для меня лично очень грустно, потому что уходит товарищ, с которым прожито вместе сорок с лишним лет", - сказал телеканалу писатель Владимир Войнович.
"Обаятельный, добрый человек, который возглавил в свое время и литературную революцию, альманах "Метрополь", перенес изгнание, вернулся обратно. Он был бесконечно значительным человеком нашей литературы, и вот настал действительно и лично, и общественно трагический момент. Дальше надо будет жить без Аксенова, это будет тяжелейшая жизнь", – сказал поэт Евгений Рейн.
"У Аксенова не было поколенческой ревности. Шестидесятники всегда очень обижаются на молодых, и это понятно. Им завидовали страшно, их пугали. Аксенов умел это игнорировать, и, в общем-то, он в нас видел детей, был для нас таким коллективным отцом, во многих отношениях идеальным", – заверил писатель Дмитрий Быков.
Прощание с писателем началось в ЦДЛ в полдень и продолжалось около часа. В числе пришедших попрощаться с Василием Аксеновым были режиссер Марлен Хуциев, поэтесса Белла Ахмадулина, поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Евгений Рейн, режиссер Марк Розовский, директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, известный литературный критик Татьяна Иванова, публицист Святослав Бэлза, писатели Виктор Ерофеев, Александр Кабаков и Владимир Войнович, актеры Олег Табаков и Игорь Кваша, журналист Дмитрий Быков и другие. Панихиду по усопшему открывал народный художник России Борис Мессерер, сообщает "Коммерсант".
Борис Мессерер в своем прощальном слове указал на роль Василия Аксенова в формировании нескольких поколений, как литераторов, так и читателей. По его словам, во время проходившего в 2007 году в Казани фестиваля "Аксенов-фест", "Василий Павлович...лучился радостью и энергией и ничего не предвещало беды". "Это случилось, но он навсегда останется в памяти как лидер своего поколения", - отметил художник.
Бэла Ахмадулина в свою очередь сказала о Василии Аксенове: "Мы всегда были вместе, и даже когда на семь лет нас разлучила судьба - Аксенов был вынужден эмигрировать - он был рядом с нами своими книгам". В то же время, по словам Александра Кабакова," Аксенов создал мифологию своего поколения, мы все вышли из аксеновской джинсовой куртки, вечная ему память".
За свои неполные 77 Василий Аксенов имел возможность испытать все прелести советского и российского XX века. Причем прелести как в кавычках, так и без них. Магадан, где в ссылке находилась мать Аксенова Евгения Гинзбург – после почти 20 лет лагерей, фактическая ссылка в 1980 в Штаты и, наконец, первое возвращение домой в 1989. Аксенов стал любимым и популярным сразу – с первых публикаций. И все время менялся – в зависимости от того, как менялось время и ландшафт вокруг. Менялся, совсем не становился хуже, говорит писатель Анатолий Найман.
Церемонию прощания завершил саксофонист Алексей Козлов, близкий друг писателя, сыгравший джазовую композицию. Из ЦДЛ гроб выносили под аплодисменты собравшихся и в сопровождении кортежа перевези на Ваганьковское кладбище, где писателя похоронили после отпевания в храме.