Исповедальный характер прозы Аксенова был близок и шестидесятникам, и тем, чье взросление пришлось на девяностые. Автор 23 романов, проживший много лет в изгнании, был признан одним из выдающихся российских прозаиков. Хотя свою первую литературную премию "Русский Букер" получил только в 2004 году за роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки". Его близкий друг писатель Евгений Попов сказал: "Из джинсовой куртки Аксенова, как из "Шинели" Гоголя, вышла вся современная русская литература".
С его легкой руки целое поколение получило имя "шестидесятники". Он сумел запечатлеть в слове свое время так, что его герои легко, не теряя своей подлинности, могли перемещаться из жизни в литературу, с экрана в реальность.
"Время наш друг и наш враг, оно убегает, уходит от нас, пока мы живы, - говорил Василий Аксенов. – Очевидно, оно останавливается, когда мы умираем. Время - это изгнание из рая, мы все время испытываем ностальгию и мы пишем книги – сознательно или бессознательно – для этой ностальгии".
Василий Аксенов называл себя "российским антисоветским писателем". За свою жизнь он пережил репрессию родителей, войну, нападки советской цензуры, которые в итоге закончились лишением писателя гражданства.
Тридцать лет жизни один из самых ярких представителей шестидесятников провел там, где его книги не запрещали публиковать, – в США. Однако с начала 90-х Аксенов стал все чаще наведываться в Россию, где вновь появились его произведения. Так сложилось, что здесь он и провел свои последние дни.
Аксенов верил в будущее русской литературы. "В 60-х с нами все было иначе, мы бросали вызов, мы постоянно поддерживали друг друга до тех пор, пока не были разделены и растоптаны властью, - говорил он в 2007 году о своем поколении в интервью "Российской газете". - Появилось поколение поэтов, новая проза - "деревенщики" - против городского направления". Аксенов был убежден, что "русская литература ждет появления нового поколения, и оно появится".
В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха "Метрополь". В том же году он вышел из Союза писателей СССР. В июле 1980 года Аксенов временно выехал в США, где и узнал о том, что его с женой лишили советского гражданства. В США он и опубликовал два своих самых известных романа - "Ожог" и "Остров Крым".
В последние годы писатель жил в России и во Франции. "Существует такое мнение, что русский писатель не может писать вне России. Что как только он попадает за границу, он начинает ныть, задыхаться и в ближайшей канаве кончает свой век. Это не совсем так, если мы вспомним опыт Гоголя, Достоевского, Тургенева, которые провели за границей долгие годы и писали там далеко не худшие свои вещи. Так и у меня сложилась судьба. Когда ты навсегда покидаешь Родину, ты испытываешь стресс, потом ты начинаешь как-то бороться с этим, приходишь в себя и вдруг понимаешь, что можно замечательно писать", - говорил Аксенов в марте 2007 года в эфире радио "Культура".
Друг Аксенова писатель Евгений Попов сравнивает масштаб личности Аксенова и Солженицына. "Две книжки было в том году - "Звездный билет" и "Один день Ивана Денисовича". Солженицын и Аксенов - это две головы двуглавого орла, которые смотрят в разные стороны, один - на запад, другой - на восток, но это единое тело".
Аксенов, безусловно, двигался в направлении сближения с западной, в первую очередь, американской литературой, пишет сайт BBC.
"Мне казалось тогда так: вот, оказывается, Запад есть и у нас, еще не всех большевики поубивали, - вспоминает те времена Попов. - Это было как Фицджеральд, как Хемингуэй..."
Американский читатель Аксенова также ощущал его "западность", хоть и несколько иначе, чем российский. "Американские читатели произведений Аксенова - это очень широкая, разнообразная аудитория, - считает американский литературовед Лиза Вакамия, которая пишет книгу о русских писателях, вернувшихся из эмиграции. - "Ожог", например, вызвал интерес не только среди ученых-славистов, но и среди широкого читателя. И для широкого читателя, наверное, главной темой этого романа был конфликт между Советской властью и теми, кто протягивал руку Западу. В этом смысле читатели считали его русским писателем прежде всего, его русские темы были самыми главными. Но все читатели видели в нем продолжение традиций Хемингуэя, Фолкнера и Сэлинджера, и все понимали, что джаз является творческой движущей силой языка романа".
Биография
Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани. Его родители были репрессированы, и до 16 лет Аксенов воспитывался в детском доме, затем у тети. Жил в Магадане, где находилась на поселении его мать, Евгения Гинзбург, автор книги "Крутой маршрут", знаменитых воспоминаний о восемнадцати годах, проведенных в лагерях и ссылках.
Окончил Ленинградский медицинский институт в 1956 году, работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве.
По его словам, именно мать посоветовала сыну идти в медицинский по единственной причине: с профессией врача легче выжить в лагере. Но медицина не смогла увлечь так, как увлекла литература. Литературный дар матери явно передался по наследству, и после нескольких лет в медицинском институте Аксенов целиком посвятил себя литературе.
Первые рассказы Аксенова "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы" напечатаны в 1958 году в журнале "Юность". В 1960 году была опубликована первая повесть "Коллеги". В годы "оттепели" появились и другие повести - "Апельсины из Марокко", "Затоваренная бочкотара". Но уже в семидесятые, когда пространство свободы в стране вновь стало сжиматься, Аксенова печатать перестали. Романы "Ожог" (1975) и "Остров Крым" (1979) писались уже без расчета на публикацию.
Потом что-то начало попадать на Запад, а в 1979 году Аксенов вместе с Андреем Битовым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и другими стал автором неподцензурного альманаха "Метрополь", изданного в США.
Евгения Попова и Виктора Ерофеева немедленно исключили из Союза писателей, в знак протеста Аксенов - вместе с поэтами Лиснянской и Липкиным - вышел из Союза сам.
После резких выступлений в печати в адрес писателя в июле 1980 года, вынужденный "спасать" свои романы, Аксенов выехал в США, где узнал о лишении его и его жены советского гражданства. Аксенов поселился в Вашингтоне и стал преподавателем университета Джорджа Мейсона. С 1981 года писатель начал преподавать курс русской литературы в различных университетах США.
В Америке Аксенов написал романы "Бумажный пейзаж", "Скажи изюм", "В поисках грустного Бэби" и трилогию "Московская сага".
В 1980-1991 годы Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией "Свобода".
В 1989 году Аксенов впервые после девятилетнего отсутствия приехал в Москву как гость тогдашнего американского посла. В следующем году ему вернули гражданство.
А в последние годы Аксенов, живший и в Москве, и во Франции, в Биаррице, опубликовал еще четыре книги, одна из которых - роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки" - удостоилась премии "Русский Букер". Его последняя книга "Зеница ока" (2005) носит характер личного дневника.
В США Василию Аксенову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он является членом Пен-клуба и Американской авторской лиги. В 2005 году Аксенов был удостоен Ордена литературы и искусства, одной из высших наград современной Франции.
Признание и в России, и на Западе не было случайностью - в своем творчестве Василий Аксенов, больше чем кто бы то ни было из современников, опирался на обе традиции.
В январе 2008 года Аксенов был госпитализирован в 23-ю московскую больницу после приступа инсульта, который настиг его за рулем автомашины. Через сутки после госпитализации Аксенов был переведен в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, где ему была проведена операция по удалению тромба сонной артерии. Состояние после инсульта и операции оценивалось врачами как "крайне тяжелое".
В начале этого года у врачей появилась надежда на выздоровление Василия Павловича. Но позднее она не подтвердилась.
"Говорят, что Бог дает человеку столько, сколько он может выдержать. Василий Аксенов выдержал столько, сколько не под силу выдержать среднестатистическому человеку", - сказал завотделением реабилитации НИИ нейрохирургии при госпитале имени Бурденко Владимир Найдин.