Как сообщается на сайте Общества, председателем которого является министр культуры РФ Владимир Мединский, конкурс приурочен к празднованию в России Дня Героев Отечества.
На Первый этап Конкурса принимается развернутый синопсис сценария фильма под рабочим названием "Страсти по Зое", написанный на русском языке (объемом не менее 20 страниц). По итогам первого этапа жюри определит трех финалистов, которые будут допущены ко второму этапу, в котором необходимо будет предоставить уже развернутый сценарий фильма.
- Зоя (Таня) Космодемьянская: официальная версия
- Версия неофициальная
Сценарий должен отвечать следующим целям и задачам - сохранение исторической правды и памяти о героическом прошлом нашего Отечества; продолжение и развитие лучших традиций русской и советской драматургии; формирование у граждан духовно-нравственных ценностей, ответственной гражданской позиции и патриотизма.
При рассмотрении сценариев будут учитываться не только его литературно-художественные достоинства и знания фактического материала, но и "самостоятельность мышления" авторов. Имеется ли ввиду под "самостоятельностью мышления" возможность несколько отступать от исторических данных, не уточняется.
Напомним, накануне 75-летия казни Космодемьянской - партизанки и первой женщины-героя Советского Союза - в селе Петрищево Рузского района Московской области состоялось открытие отреставрированного дома семьи Кулик, где Зоя провела последнюю ночь перед казнью. Принявший участие в памятных мероприятиях министр культуры РФ Владимир Мединский, который является и председателем РВИО, заявил, что к биографиям Зои Космодемьянской и 28 панфиловцев следует относиться как к житиям святых. А искатели нелицеприятной правды "будут гореть в аду".
"Она - святая, такая же святая, как 28 героев-панфиловцев, как сотни и тысячи наших предков, отдавших свою жизнь и принявших страшную гибель за наши жизни. Относиться к их жизням можно только как к житиям святых..." - заявил Мединский.
Зоя (Таня) Космодемьянская: официальная версия
Зоя Космодемьянская - первая из 89 женщин - Героев Советского Союза, кому было присвоено это звание в годы Великой Отечественной войны. Разведчица-диверсант части особого назначения разведотдела штаба Западного фронта, которой командовал майор, герой испанской войны, легендарный Артур Спрогис.
31 октября 1941 года Зоя в числе 2000 комсомольцев-добровольцев явилась к месту сбора в кинотеатре "Колизей" ("Современник") и оттуда была доставлена в диверсионную школу.
4 ноября она была переброшена в район Волоколамска для выполнения боевого задания.
17 ноября 1941 года был подписан приказ ставки ВГК N0428, который известен как "Выгнать немцев на мороз". Во исполнение этого приказа, 18-го ноября командиры диверсионных групп П.С. Проворов (в его группу вошла Зоя) и Б.С. Крайнов получили задание сжечь в течение пяти - семи дней 10 населенных пунктов, в их числе деревню Петрищево.
27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома; при этом погибло 20 лошадей.
Вечером 28 ноября при попытке поджечь сарай Зоя Космодемьянская была замечена и схвачена местным жителем. На допросе девушка назвалась Таней.
На следующее утро в 10:30 Зою Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица, на грудь ей повесили табличку с надписью "Поджигатель домов". О судьбе Зои стало широко известно из статьи журналиста Петра Лидова "Таня", опубликованной в газете "Правда" 27 января 1942 года.
Лидов об этой истории узнал случайно в январе 1942 года от пожилого крестьянина из соседнего села, бывшего свидетелем казни. Корреспондент отправился в Петрищево, расспросил жителей и на основе их рассказов написал статью, на которую обратил внимание Иосиф Сталин, сказавший: "Вот народная героиня".
После этого была создана комиссия, которая уже к 4 февраля установила, кого повесили и похоронили в Петрищево. 16 февраля вышел указ о посмертном присвоении Зое Космодемьянской звания Героя Советского Союза. 18 февраля "Правда" напечатала новую статью Лидова: "Кто была Таня".
В мае 1942 года прах Зои перенесли на Новодевичье кладбище Москвы. А на месте ее казни установили монумент со словами "Зое, бессмертной героине советского народа".
К историям о подвигах советских героев в России рекомендуется относиться как к "житиям святых", но вокруг трагической истории Зои (Тани) Космодемьянской накопилось немало полуправды и умолчаний.
Как пишет Русская служба BBC, 31 октября 1941 года Зоя в числе двух тысяч добровольцев явилась к месту сбора в кинотеатре "Колизей" и в тот же день была направлена в диверсионную школу в Кунцеве. Но никакой диверсионной подготовки она не прошла, так как уже через три дня - 4 ноября - она оказалась на фронте под Волоколамском.
Там члены группы, в которую входила Космодемьянская, "три дня ходили в лес, ставили мины, взрывали деревья, учились снимать часовых, пользоваться картой". Как можно было овладеть множеством непростых навыков за три коротких зимних дня - вопрос риторический. Молодых энтузиастов посылали практически на верную гибель, пишет издание.
По свидетельству матери Зои, Любови Космодемьянской, у дочери в 1939 году проявилось некое нервное заболевание, вылившееся в большие трудности в общении со сверстниками: девушка постоянно была одна и жаловалась, что ее никто не понимает. В 1940 году Зоя перенесла острый менингит, после которого проходила реабилитацию в санатории по нервным болезням в Сокольниках, где одновременно с ней лечился и писатель Аркадий Гайдар.
В ноябре 1991 года газета "Аргументы и факты" опубликовала статью трех врачей Научно-методического центра детской психиатрии, в которой сообщалось, что Зоя Космодемьянская перед войной неоднократно консультировалась у специалистов центра и лежала на обследовании в детском отделении больницы имени Кащенко с подозрением на шизофрению. Со ссылкой на коллег-ветеранов авторы писали, что сразу после войны в архив НМЦ пришли два человека и изъяли ее историю болезни.
Как отмечает BBC, вышеприведенные факты не умаляют подвига Зои Космодемьянской, а лишь свидетельствуют, что осенью 1941 года в разведчики брали всех добровольцев.
Согласно показаниям жительницы Петрищева Прасковьи Кулик, в доме которой Зоя провела последнюю ночь, около 7 вечера 28 ноября немцы привели к ней в дом девушку "с истекшими губами и вздутым лицом", поставили у дома часовых и ушли спать.
На вопрос Кулик, кто накануне поджег дома в деревне, девушка ответила, что она. Затем поинтересовалась, сколько немцев ей удалось при этом убить, и огорчилась, услышав, что погибли только 20 лошадей.
Рассказ о том, что Зою всю ночь держали на морозе босой и в одном белье, свидетели не подтверждают.
При казни Зои присутствовали почти все жители Петрищева, впоследствии единогласно утверждавшие, что последними словами Зои были: "Нас двести миллионов! Всех не перевешаете! Вам отомстят за меня".
История, будто Сталин велел выяснить, к какому полку принадлежал немецкий гарнизон Петрищева, и военнослужащих этого полка в плен не брать, также является легендой, пишет издание.
Мертвое тело Зои около месяца висело на виду. В новогоднюю ночь пьяные солдаты искололи его штыками и отрезали грудь. После этого командование велело жителям убрать виселицу и похоронить казненную за околицей деревни.
Как отмечает BBC, самый охраняемый в советское время секрет этого дела состоял в том, что многие сельчане отнеслись к Зое без сочувствия. Когда пленницу подвели к виселице, местная жительница Аграфена Смирнова ударила ее по ногам палкой, крикнув: "Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала!", а подруга Смирновой Фекла Солина облила ее помоями. После освобождения Петрищева советскими войсками задержавший Зою Свиридов, а также местные жительницы Смирнова и Солина были расстреляны.