Весь 2007 год проходит под знаком памяти об этой художнице, справедливо считающейся одной из крупнейших фигур изобразительного искусства XX века. Различные мероприятия, посвященные юбилейной дате, пройдут в пятницу в Испании, США, на Кубе, Филиппинских островах и в других странах.
В четверг в "Голубом доме", находящемся в районе Койоакане столицы Мексики, открылась выставка "Сокровища Голубого дома. Фрида и Диего". Личные вещи художницы и ее супруга, мексиканского художника-муралиста Диего Риверы (1886-1957) были специально отобраны для экспозиции из почти 35 тысяч предметов. Более полувека они находились в ящиках, опечатанных сначала по воле Риверы, а потом его подруги, искусствоведа Долорес Ольмедо Патиньо.
В середине июня в столичном Дворце изящных искусств начала работу самая масштабная за всю историю выставка произведений Кало. На ней представлены более 350 ее работ: выполненные маслом и акварелью картины, гравюры, рисунки, а также фотографии и письма Фриды. Многие из полотен не выставлялись на родине художницы несколько десятилетий. Работа экспозиции, которую за две с половиной недели посетили более 75 тысяч человек, продлится до 19 августа, передает ИТАР-ТАСС.
Многолетний роман с Диего Ривера, активная оппозиционная политическая деятельность, увлеченность народным творчеством и живописью, литературные произведения, долгая и мучительная болезнь после автокатастрофы - лишь некоторые вехи жизни Фриды Кало.
Биография Фриды Кало
Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон родилась в 1907 году в "Голубом доме", находящемся в столичном районе Койоакане, в семье фотографа, еврея по происхождению, родом из Германии. Ее мать - испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой.
В 18 лет Фрида попала в тяжелую аварию, повреждения от которой включали перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, одинадцать переломов в её правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.
После аварии она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".
В 22 года Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный в неподвижности, она всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.
В 22 года Фрида вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Их связывали отношения - страстные, одержимые и порой мучительные. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась "трибуном русской революции", тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь - и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.
В 1952 году ей ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами.
Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится в саду "Голубого дома" (дома-музея).
В "Голубом доме", расположенном в фешенебельном районе Мехико Койаокане на улице Лондрес, Кало и ее муж, знаменитый художник Диего Ривера, жили до самой ее смерти в 1954 году. Теперь "Голубой дом" - один из самых посещаемых музеев Мексики. По завещанию Диего Риверы, любые экспонаты, обнаруженные там, должны оставаться в доме и экспонироваться там же.
Фрида Кало умерла от воспаления легких 13 июля 1954 года, через неделю после того, как отметила свое 47-летие. Прощание с Фридой Кало проходило в "Бельяс Артес" - Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели - Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.