Известный российский поэт Евгений Евтушенко дал интервью итальянской газете La Repubblica, в котором он оценил то, что происходило в России в ходе избирательной кампании в Государственную Думу
Архив NEWSru.com
Известный российский поэт Евгений Евтушенко дал интервью итальянской газете La Repubblica, в котором он оценил то, что происходило в России в ходе избирательной кампании в Государственную Думу.

"Мне тяжело думать о том, как вульгарно обошлись с оппозицией, как ее разгоняли. Мне также тяжело признавать, что я не понимаю, почему это произошло и с какой целью это делалось, принимая во внимание то, что партия правительства не могла проиграть", - заявил Евтушенко, человек, который не раз за свою жизнь в своих стихах критиковал Кремль.

Как отметил Евтушенко, с одной стороны, несмотря ни на что, есть надежда для так называемых "девяностников", – молодых людей 90-х годов: "Мы каким-то образом еще можем планировать наше будущее. Важно понять, что каждый должен проходить свою часть пути. И потом, требуется время. Время, которое позволит "девяностникам", первому российскому поколению, выросшему не в клетке, выступать от первого лица на политической сцене".

С другой стороны, по мнению Евтушенко, не может не вызывать беспокойства мысль, что страна, которая открылась внешнему миру, возвращается к старым обычаям (полный текст на сайте InoPressa.ru).

"Я нисколько не хочу оправдывать Кремль, - сказал Евтушенко, подводя итоги прошедшим выборам в Государственную Думу, - Как я уже говорил, это чрезмерная вульгарность и к тому же неоправданная, поскольку в ней нет необходимости. Я думаю, что есть еще и фактор инерции: каждый ведет себя так, как умеет. Переход от авторитарной системы, каким был советский строй, к радикально противоположному строю, реально демократическому, не может быть простым и беспрепятственным. Он требует времени и новых сил".

По словам Евтушенко, ему тоже предлагали поддержать "Единую Россию", но он ответил "вежливым отказом", хотя его попросили просто декламировать любые стихи на выбор со сцены, на которой будет логотип партии. Хотя, как он осознает, согласие означало бы возможную помощь партии в реализации его планов.

"Все, что происходит сегодня в мире, тесно взаимосвязано, - говорит Евтушенко, - Назовите мне страну, которая бы была примером демократии, модель, которой я, как гражданин мира, мог бы гордиться. Начнем с того, что каждый должен признавать свои ошибки. В этой связи я позволю себе поэтическую вольность: если бы Андрей Сахаров был сегодня президентом России, даже он не мог бы игнорировать сложившейся ситуации. К сожалению, практически естественно, что Кремль реагирует соответствующим образом".

Напомним, что напрямую, а не через западные СМИ, к самому президенту Путину Евтушенко уже обращался. Кстати, в 2004 году Путин отметил вклад Евтушенко в развитие отечественной литературы, наградив его орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

В 2006 году Евтушенко написал открытое письмо президенту, прося его помочь спасти озеро Байкал. Но президент проигнорировал это послание поэта. Накануне нового 2007 года поэт послал Путину очередное письмо, сопроводив его стихами. На этот раз Евтушенко выражал свою обеспокоенность экономической блокадой Грузии, введенной Россией.

"Дорогой Владимир Владимирович!
Поздравляю Вас с Новым годом, желаю вам от души плодотворной работы на благо нашей Родины и, помня то, как Вы не оставили без внимания мое обращение к Вам по поводу Байкала, напечатанное в "Новых Известиях" 4 апреля 2006 года, посылаю Вам новое стихотворение.

С уважением Евгений ЕВТУШЕНКО.
Лауреат Государственной премии СССР, председатель комиссии по грузинской литературе Союза писателей СССР.

Боржоми
Неужели «Нельзя!»
нам отменит все бывшие "льзя",
как забил кто-то дверь
в ресторане грузинском "Лоза"?
Грибоедов и Пушкин
неужто и впрямь наяву
нам забьют дверь в Тбилиси,
грузинам – в Москву?

Пели в этой "Лозе",
будто было по-прежнему всё,
"Я люблю тебя жизнь",
Окуджаву
и "Тбилисо",
и сдвигали столы,
и сливались в тоскующий хор
и сибирский шофер,
и донецкий шахтер,
и звучало со дна затонувшей страны:
"Хотят ли русские войны..."
И сказал мне один
мной случайно затащенный лондонский сэр:
"Здесь, как выживший крохотный СССР".

Говорят, что все дело в поддельной политике их
и в поддельном вине.
Но поддельных политиков мало ли в нашей стране!
А поддельная водка –
царица-убийца у нас.
Сколько песен поддельных,
поддельно всевидящих глаз.
И с заточками,
с ржавыми ломами прет
бить всех с кожей темней, чем своя,
темнодуший поддельный народ.

СССР не вернуть.
Но союз есть другой – за него я и бьюсь –
неподдельных народов
живой неподдельный союз!
Как я друга другого такого найду
на земле и на небе
Вместо Чабуа Амирэджеби?

Осторожно мне сторож бутылку,
укутав газетой,
дает.
«По секрету.
Боржоми.
Последняя.
"Вам, генацвале, на Новый год"...
Неужели сейчас,
у надежды на так ненадежном краю
я с последней бутылкой боржоми в России
стою?

Напомним, что на прошлой неделе стало известно, что председатель израильского отделения Всемирного конгресса русскоязычных евреев (ВКРЕ) Юлий Кошаровский от лица организации объявил о выдвижении автора "Бабьего Яра" Евгения Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе в 2008 году.

Биография поэта

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1933 в Иркутской области в семье геологов. Он вырос в Москве, где с 1949 года начал печатать стихи. В 1951–1957 Евтушенко учился в Литературном институте им. Горького, однако был исключен за поддержку романа Дудинцева "Не хлебом единым". В 1952 году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, сообщает "Кругосвет".

Начав с подражания поэзии Владимира Маяковского (сборники "Разведчики грядущего" (1952), "Третий снег" (1955), в дальнейшем Евтушенко выработал собственный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику с лиризмом.

Он стал одним из самых ярких литераторов-"шестидесятников", собирая наряду с Вознесенским, Ахмадулиной и Рождественским толпы людей на чтение своих стихов в Политехническом музее.

В своем многоаспектном творчестве Евтушенко умело балансировал на грани лояльности и оппозиционности. Наряду с расхожими официозными темами борьбы за мир и мирового коммунистического движения (поэмы "Мама и нейтронная бомба" (1982), "Я – Куба" (1963) звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и "малой родины", бережного отношения к природе, исторического прошлого России (поэмы "Станция "Зима" (1956), "Ивановские ситцы" (1976).

Особый пласт – протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми для весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками (выступления в защиту "диссидентов" - Синявского, Даниэля, Солженицына, Бродского, Войновича, неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане). Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными ("Поэт в России – больше, чем поэт...", "Несчастье иностранным быть не может").

Один из провозвестников и трибунов "перестройки", во второй половине 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями и стихами. В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества (книга "Поздние слезы" (1995), поэма "Тринадцать" (1996).

Произведения Евтушенко переведены более чем на 70 языков мира. Он является почетным членом Американской академии искусств, действительным членом Европейской академии искусств и наук. Евтушенко выступал как чтец собственных стихов, а также произведений Блока, Гумилева, Маяковского и других. Он проявил себя как актер, режиссер, сценарист и художник.

Евтушенко исполнил роль Циолковского в фильме Кулиша "Взлет", а в 1979 и 1983 годах снял два фильма по собственному сценарию - "Детский сад" и "Похороны Сталина". Кроме того, в России проводилась персональная выставка его художественных работ "Невидимые нити".