Отмеченный самыми престижными фотографическими премиями мастер, уже разменявший девятый десяток, лично приехал на открытие своей экспозиции, которое состоялось в четверг вечером. Он не без удовольствия отметил хорошую подсветку своих 160 работ, размещенных в просторном пространстве галереи. Сравнивать фотографу есть с чем - первая выставка Чиола "Тишина" прошла в миланской городской библиотеке в 1962 году, и с тех пор его снимки экспонировались на более чем ста персональных и ста двадцати групповых выставках и вошли в состав престижных музейных коллекций. В России до недавнего времени его имя было известно лишь узкому кругу специалистов.
В начале этого года в Санкт-Петербурге состоялась совместная с Фрэнком Дитури выставка Чиолы. Там его приметили организаторы нынешней ретроспективы и пригласили в Москву.
Фотограф, судя по представленным работам, всегда вдохновлялся просторами родной Италии - ее виноградниками, оливковыми рощами, дорогами и красивой старинной архитектурой. Людей на его снимках не увидишь, если они там и появляются, то, кажется, лишь для того, чтобы подчеркнуть величие природы. Рассматривая фотографии, попадаешь под их особое обаяние - они кажутся абсолютно вневременными, мистическими и умиротворяющими.
"Несмотря на то, что я снимал - архитектуру, пейзажи или портреты, я все время менял построение кадра и композицию внутри него, и с самого начала меня интересовала гармония и спокойствие, которые излучают окружающие нас вещи", - объяснил Чиол на вернисаже своей ретроспективы такой эффект.
По словам фотографа, главное, что объединяет все его разножанровые снимки - ощущение, что в кадре происходит немного больше того, что видишь.
Одна из его знаменитейших серий - посвящение любимому городу Ассизи вошла в несколько альбомов, издававшихся по мере накопления материала в разные годы. На выставке она представлена наиболее полно и здесь рядом можно увидеть снимки, сделанные в 1950-е и 2000-е годы. При этом, если не вдаваться в детали и не рассматривать фасоны одежды, то нельзя догадаться, что между фотографиями разница в полвека.
Среди таких парных снимков можно отыскать изображающие окутанную туманами церковь Святого Франциска "Плотность тишины" 2009 года и "Базилика в тумане" 1957 года, который, по его собственному признанию, особенно дорог Чиоле.
"Из тумана люди словно выплывают и такие загадочные моменты не повторяются, он мне был дарован свыше и я его просто остановил", - рассказал фотограф.
Из своих путешествий в Ливию, Испанию, Грецию и Францию он также привозил фотографии - просто потому, что не мог не снимать и их также можно увидеть на выставке. Но, несмотря на все их разнообразие, только итальянские фотографии Чиола выглядят настоящей энциклопедией образа жизни, видов и типажей. Вот молоденькие венецианки читают любовные записочки, а рядом - римские пожилые монахини, воздев глаза к небу, ожидают начала службы в соборе Святого Петра. Если присмотреться к этикеткам, становится ясно, что Чиол, считающийся неореалистом от фотографии, снимал портреты только в 1950-х.
"Тогда было просто фотографировать людей фотографировать в повседневной обстановке - уборкой урожая, игрой, в дороге и так далее. Не то, что сейчас. Кроме того, в то время я делал портретную съемку за деньги в студии, поэтому мне хотелось снимать что-то для души", - объяснил фотограф.
Таким образом, на выставке можно попробовать понять итальянскую душу, а в случае неудачи не выезжая за пределы своей страны просто отправиться в путешествие по Италии.
Экспозиция Чиола, которая будет работать до 25 января, стала одним из последних пунктов в программе завершающегося Года Италии в России.