"Увольнений не предполагается, потому что я пока еще не знаю оркестр. Самая главная задача - вернуть в ГАСО тех музыкантов, которые по личным причинам из оркестра ушли. Оркестр потерял такое количество людей, что сейчас вопрос не в увольнениях, а в обратном приеме на работу", - сказал на пресс-конференции Юровский, 24 октября назначенный на пост художественного руководителя ГАСО после скандального ухода Марка Горенштейна.
- Юровский подготовит оркестр к работе с приглашенными звездами
Он отметил, что подобные вопросы будут обсуждаться вместе с худсоветом ГАСО. "Вообще, для меня очень важным моментом в этой деятельности будет стабилизация и усиление деятельности худсовета. Я считаю, что худсовет должен иметь удельную массу творческой власти в оркестре. И если худсовет будет говорить, что не хочет больше работать с тем или иным приглашенным дирижером, то его приглашать больше не надо", - отметил Юровский, добавив, что у главного дирижера остается право наложить вето.
В его ближайших планах подготовка к юбилейному концерту ГАСО 11 ноября в Большом зале консерватории и встреча с худсоветом.
"Мы должны посмотреть друг другу в глаза и решить, какая у нас программа действий. Я знаю, что в оркестре неполный комплект, и сейчас у них есть свое мнение на этот счет, поскольку они играли с этими людьми долгие годы, а потом потеряли их по какой-то причине. И я должен буду этих людей послушать, поработать, может быть, с испытательным сроком", - поделился Юровский, подчеркнув, что собирается оставить на своем посту дирижера ГАСО Александра Слуцкого.
"Очень важно, чтобы те люди, которые работали в оркестре, оставались там. И это касается как музыкантов, так и дирижеров. Слуцкий много сделал для оркестра и знает свое дело изнутри. Его присутствие в оркестре для меня желательно", - считает новый худрук ГАСО.
Однако он отметил, что не понимает, "что такое позиция дирижера в оркестре".
"Если человек дирижирует концертом - он дирижер, а если нет, то он не дирижер. Тренер мне в оркестре не нужен, так что мне нужно, чтобы он продолжал свою деятельность, например, в концертах филармонии с молодыми талантами", - пояснил он.
По словам директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Алексея Шалашова, если все полномочия, связанные с творческой деятельностью, находятся у художественного руководителя, то решение вопросов, связанных с организационно-финансовой деятельностью, ложится на плечи директора оркестра. И тот, и другой назначаются Министерством культуры, правда, пока на должность директора никого не назначили.
"Министерство культуры понимает ситуацию, которая требует срочного поиска дирижеров в программы, которые во многом тоже обновлены, поэтому целевым образом будут выделены средства для того, чтобы решить эти вопросы. Что касается бюджета оркестра, то он на сегодняшний день не изменен", - сказал Шалашов.
Предыдущий худрук и главный дирижер ГАСО Марк Горенштейн был уволен 28 сентября приказом Минкультуры после длительного скандала со своими оркестрантами. Контракт на три года был подписан с Владимиром Юровским. Одновременно он - главный приглашенный дирижер Лондонского оркестра и руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, успевший до этого посотрудничать со многими ведущими оркестрами. По условиям заграничных контрактов Юровский дирижером быть не может, а лишь художественным руководителем.
Юровский подготовит оркестр к работе с приглашенными звездами
Юровский на встрече с Авдеевым рассказал, что привлечет в оркестр именитых дирижеров и солистов, но сначала хочет подготовить оркестр к работе с приглашенными знаменитостями.
"Уже дали общее согласие работы с оркестром Шарль Дютуа и сэр Эндрю Дэвис. Кроме того, мне бы очень хотелось привлечь к оркестру тех людей, которые были связаны с ним в прошлом и составляли в свое время его славу - прежде всего, это Геннадий Рождественский", - рассказал журналистам Юровский.
Кроме того, он отметил, что хотел бы видеть за пультом ГАСО российских дирижеров Александра Лазарева, Василия Синайского и Александра Ведерникова, а также зарубежных коллег - Марка Элдера.
"Есть очень много других дирижеров, и я бы не хотел сейчас забивать вам уши именами, которые, может быть, ничего вам и не скажут. Но мне кажется, что нет больше универсальных дирижеров - они существовали в прошлом, а сейчас есть люди, которые специализируются в определенных областях и очень хороши тем, что могут с особой силой и глубиной доносить определенные эпохи музыки", - пояснил дирижер.
Среди таких дирижеров он назвал Роджера Норингтона, Филиппа Херревега, Уильяма Кристи и Теодора Курентзиса.
"Мне бы очень хотелось, чтобы они приехали поработать с оркестром, но он должен быть для этого готов. Этим людям нужно дать какую-то базу. Я хотел бы сначала сам насадить какие-то азы, а потом уже приглашать своих коллег, чтобы они просто не напугались. Хотя я убежден, что музыкантам будет очень интересно с ними работать", - отметил дирижер.
Что касается солистов, с которыми Юровский планирует свести ГАСО, то это будут те музыканты, с которыми дирижер в разное время выступал по миру.
"Вот сейчас на наш первый концерт с ГАСО 11 ноября согласилась приехать немецкая скрипачка Юлия Фишер. Уже выступал со скрипачами Николаем Цнайдером, Леонидасом Кавакасом, Вадимом Репиным - это все очень хорошие друзья. Что касается пианистов, то это, безусловно, Николай Луганский и Рудольф Бухбиндер, с которым мы выступим в Москве в апреле с Лондонским оркестром. Я бы хотел пригласить в ГАСО Ефима Бронфмана, Мишу Майского, Марту Аргерих", - поделился Юровский, который из-за своей занятости за границей сможет дирижировать оркестром в этом сезоне всего дважды - 11 ноября в Большом зале консерватории, второй концерт запланирован на март.
"Есть еще многие, с кем я играю, и многих я постараюсь привлечь", - пообещал он, отметив, что будет уделять как можно больше времени коллективу в будущем, если они понравятся друг другу.
На новом посту Юровский поставил перед собой три задачи - приглашать музыкантов и солистов к работе с оркестром, создавать более структурированные программы и работать с самим коллективом.
"Но об этом я пока не могу ничего сказать - первая репетиция будет послезавтра. Для меня это довольно необычная ситуация, потому что я становлюсь художественным руководителем оркестра, с которым никогда не работал. Последний раз я этот оркестр слышал в 1990 году под управлением Евгения Светланова", - рассказал Юровский.
"Когда я согласился на эту должность, я сразу сказал, что тут нужно будет подстраиваться под мой график, а потом - как пойдет. Если у нас с оркестром наладится, если получится счастливый брак, то буду искать больше времени. Я надеюсь, что все пойдет в гору, но надо начать работать", - сказал он.