"1. Общественные настроения устроены по принципу маятника ("и с пылкостью тою же самой, как славили прежде, клянут"). Сейчас отношение к путинской власти в России ухудшается на глазах. Это видно как эмпирически — буквально только что я слушал, КАКИМИ словами мой деревенский сосед, бывший "любер", а ныне строитель, называет Путина и всю его шоблу, и такие разговоры в последнее время случаются постоянно. Так и по внешним медийным признакам: прошлогодние выборы в регионах, Екатеринбург, дело Голунова, Шиес.
2. Чем это кончится — пока неизвестно. Вариантов множество. От тех, при которых у Кремля вновь получится спустить все на тормозах, как в 2011-2012 годах, до самых радикальных, типа России-1917, Ливии, Сирии и т.п. Однако понятно, что нам, живущим в России, идеально было бы добиться чего-то среднего: "мягкого" варианта постепенного освобождения — по образцу Испании, Чили или СССР конца 1980-х.
3. Необходимая составляющая для такого плавного освобождения — разгромные поражения правящей клики на плебисцитах. В этом плане трудно переоценить прошлогодние поражения и.о. губернаторов в 4-х регионах от собственных спойлеров. На мой взгляд, это было ничуть не менее, а может даже более важным политическим явлением, чем любые толпы на площадях.
Этой осенью нам предстоят еще более важные выборы — депутатов Московской городской думы и губернатора Санкт-Петербурга. Если бы Путин и Ко проиграли в обеих столицах столь же разгромно, как в Хабаровске и Владимире, это открыло бы массу возможностей для гражданского общества (первые крысы побежали бы с правящего корабля, на телевидении неожиданно стали бы появляться репортажи о том, что не все у нас так чудесно, и так далее).
4. Будь эти "выборы" настоящими выборами — так бы оно и было, без вариантов. Не могу уверенно судить про Санкт-Петербург (хотя ни одного питерца, поддерживающего Беглова, я не знаю: среди моих знакомых его матерят даже самые лоялисты из лоялистов). Однако в Москве по любому НИ ОДИН кандидат от мэрии победить бы не мог. Во всех округах 100% мест получила бы оппозиция.
5. Проблема в том, что честная игра — это не про Путина и его банду. И перед кандидатами в Московскую городскую думу опущен практически непробиваемый барьер в виде 3% подписей от общего числа избирателей. Когда я впервые услышал об этой цифре и о панике, с ней связанной, я, честно сказать, не мог в полной мере понять, насколько это большая проблема. А теперь понимаю: почти никто в Москве не живет по месту своей регистрации. Масса народу сдает и снимает квартиры, живет у супругов или других родственников, переезжает в другой район, город или даже страну, не заморачиваясь перерегистрацией, и так далее.
В результате, чтобы набрать необходимое число подписей кандидату надо дойти чуть ли не до каждого человека, одновременно зарегистрированного в его округе и проживающего там же. Что физически нереально — даже если не брать в расчет лето, дачи и общую российскую подозрительность, препятствующую открывать дверь незнакомцам и выдавать им свои паспортные данные.
6. Добавим к этому совершенно издевательские требования к оформлению самих подписей (написано "к.", а не "корп.", или "пр.", а не "просп." — подпись недействительна! Избиратель вписал дату как "24 июня 2019" или "24.06.19", а не "28.06.2019" — тоже недействительна! Подпись избирателя хотя бы на миллиметр касается границы отведенного для него квадратика - недействительна! И так далее). И в результате получаем, что на данный момент НИ ОДИН независимый кандидат в депутаты Московской городской думы не имеет шансов набрать необходимое число подписей для своей регистрации. Они, конечно, храбрятся и утверждают, что все успеют, но надо быть реалистами.
Если так все и закончится, в сентябре в бюллетенях будут лишь разнообразные кандидаты мэрии и ее сателлитов, чьи подписи никто проверять не будет (я видел, как "собираются" подписи за "журналиста" Андрея Медведева, баллотирующегося в нашем округе от ЕР - того самого, которому "знакомый опер из 90-х рассказал о неопровержимых доказательствах вины Голунова": там сборщики даже паспорт не просят, все равно прокатит). И таким образом вариант Ливии, Сирии и России-1917 приблизится еще на один шаг.
7. Единственное, что может это предотвратить — максимальная мобилизация всех сознательных москвичей. Которые должны на время отставить свой скепсис в сторону и не ждать, пока кто-нибудь до них достучится, но самостоятельно выяснить, кто из независимых кандидатов баллотируется в том округе, где они зарегистрированы, и как можно за него/нее подписаться, и в течение ближайших 10 дней обязательно сделать это".