"Но даже этот маневр можно было провернуть по-умному, в несколько этапов. Сначала ввести стимулы, чтобы десятки миллионов зарегистрировались в этом статусе, а затем потихоньку вводить небольшие налоги. Но наш слон в посудной лавке сразу предупредил: "Кто зарегистрируется как самозанятый, тот заплатит налоги, а если нет, у того мы отберем весь его годовой доход в виде штрафа!". И сколько человек после такого заявления испытали желание пойти и зарегистрироваться?
Налоги – это же ведь очень просто. Собирать их можно двумя путями. Первый я бы назвал американским с формулой "нет представительства – нет налогов". То есть в обмен на отданные государству деньги гражданин это государство контролирует. Например, на выборах. Но выборов в России нет. Или на местном уровне. Но здесь нам предлагают решить единственно важный вопрос: в какой цвет покрасить лавочки во дворе. Все остальное, сколько-нибудь значимое, уже определил чиновник.
И граждане отлично это видят, знают, куда уходят собранные с них деньги. Сколько там миллиардов стоит пятиэтажная квартира Сечина, война в Сирии или годовой пиар Собянина? Сколько самозанятых будут трудиться ради этого?
Ответ: ноль.
Есть и второй способ собирать налоги: татаро-монгольский. Приехали баскаки, ограбили город, уехали. Кто не отдал свое добром – того повесили на воротах. Сегодня это, увы, именно наш, российский путь, но тут проблема: на воротах вешать как-то неловко, да и пойди еще их найди. Вот как понять, что Алексей Петрович, случайный прохожий, самозанятый? Как узнать, сколько он заработал? В прежние времена иголку под ногти – и готова налоговая декларация. А сейчас? Проблемка.
Так и выходит, что единственный путь для России – с представительством. Когда гражданам выгодно и интересно отдавать деньги государству. Когда взамен им и пенсию (а не повышение пенсионного возраста), и выборы, и разнообразные стимулы, которые как раз и должны обсуждать депутаты в Думе.
Но для этого нужны именно депутаты, а не назначенные ими баскаки".