GameofThrones / youtube.com
"Финал "Игры престолов", самого, говорят, популярного сериала в истории человечества, разочаровал. Большинство сестер получили по серьгам, большинство симпатичных персонажей выжило и добро победило зло. Не нокаутом, а, скорее, по очкам, но победило. И все же от сериала, который так мощно вошел в массовый дискурс можно было ожидать большего. Может, победы женщины? Или, наоборот, зла? Я, читатель, а не зритель, по прежнему жду большего от романов Мартина", - пишет экономист на своей странице в Facebook.

"Жители XXI века, эпохи, в которой устанавливается равенство полов не только теоретическое, но и реальное, надеялись на окончательную победу Дейенерис, принцессы из рода Таргариенов, матери драконов. У нее было кошмарное детство и юность, она прошла через огонь, в том числе и буквально, и воду, не просто сохраняя человеческие качества – становясь человеком и, одновременно, популярным лидером вроде Эвиты Перон из человеческого ХХ века. Счастье для всех, не только богатых и знатных.

Но то, что создатели сериала собираются погубить Дени, стало понятно еще в предпоследней серии, когда она устроила массовое убийство жителей Королевской гавани. Убийца простого народа мог стать победителей войны за престол в Средние века, с которых срисован Вестерос, но не мог стать победителем в сериале нашего времени. Сложная эволюция Дейенерис, одно из самых больших достижений сериала - разве могла бы быть эволюция женщины у Толкиена? - закончилась не так, как могла бы. Она оказалась маниакальной убийцей, типичным представителем рода Таргариенов, а не самостоятельным сложным человеком, которым была семь с половиной сезонов.

И точно так же не мог стать победителем Джон Сноу, потомок Таргариенов и Старков. Победителем революционного сериала, нормализовавшего и изнасилование, и казнь, и отцеубийство, и инцест станет мальчик-сирота, своими силами пробившийся за восемь сезонов на самый верх? И узнавший, ближе к концу, что он принц по рождению? Это и сорок лет назад было бы пошлостью... Над этим еще Гюго издевался. И все же сценаристы струсили – это Джона нужно было убить в последней серии, но он-то слишком симпатичный. Какой победитель – что индивидуальный, что коллективный отправил бы такую сильную фигуру возглавлять армию в далекую провинцию? Любой бы новый король должен был бы начать с убийства Джона Сноу. Но это кино и положительный герой, лишившийся, чтобы не было банально, главного приза, получил утешительный приз зрительских симпатий – ссылку в места боевой славы.

А королем стал Бран Старк, который, если правильно понимать книжку, убит в самом начале, когда его сбросили с башни. Его последующее странствие – превращение в друида - не предусматривает никакого возвращения. Именно путешествие Брана и Рикона – правильная награда Старкам за их страдания. За изнасилованные детские мечты Сансы, за неповоротливость Эддарда, принятую за верность, за упертость Кейтилин, принятую за материнские чувства, за несчастного Робба, не проигравшего в качестве полководца ни одной битвы, но не сумевшего справиться с собственными гормонами.

Надеюсь, что Мартин в книгах Брана не вернет. Пусть лучше в эпилоге Тирион и Джейн Вестерлинг украсят его игрушками и мишурой перед Новым годом. Его естественный путь не предусматривает никакого возвращения – если возвращаться в мир, где ребенка сбрасывают с башни, в чем тут награда за страдания? Избрание Брана королем в конце сериала – голубая мечта покойных Вариса и Бейлиша и дешевая подачка любителям универсальной - хоть для четырнадцатого века - демократии. Точная такая же подачка как передача Севера Сансе – вот это вот награда Старкам за их мучения?

Слава Богу, Арью не назначили к Сансе младшей королевой – ей же тоже полагалась награда за муки и верность идеалам. Общая кровавость сюжета несколько обессмыслила ее линию – большинство врагов из списка, который она ежедневно повторяла перед сном, умерло своей (кровавой) смертью, а не от ее руки, зато она отличилась, убив врага рода человеческого, который в ее список не входил. Впрочем, тут сценаристы молодцы - еще не хватало, чтобы сериал о женской силе превратился в полицейский сюжет о мстителе. Это не единственное, к слову, место где они не пошли по пути наименьшего сопротивления - разве не здорово, что в финале фэнтези-сериала магия вообще никак не участвует?

У Мартина, при замечательном умении персонажей вводить, оживлять и сдвигать на второй план, нет, похоже, навыка закрывать сюжетные линии. Именно поэтому пятую книгу, не делая выписок или не заглядывая в "Википедию", и не прочтешь. Вся эта бесконечная периферия, населенная яркими персонажами, только утомляет.

Сценаристы сериала, напротив, железной рукой расставили точки над "е" и галочки над "и" - замкнули все линии, сведя огромное, необозримое пространство к трем комнатам мыльной оперы. Пространство, люди, представления – все это историчнее у Мартина, но "война Алой и Белой розы", домов Йорков и Ланкастеров, далекий прототип вестеросского Смутного времени, закончилась только тогда, когда в живых остался один (просто один) потомок мужского рода на две династии, будущий Генрих VII. Он, к слову, женился на главной наследнице из конкурирующей династии – именно поэтому многие ожидали комбинации Джон + Дейенерис в финале сериала. Ну и что, что тетя и племянник – предыдущие два короля были, на минуточку, детьми родных брата с сестрой. Вот, кстати, если задуматься, кого немножко жалко".