"Популизм - это политика в эпоху рассеянного внимания. Важнейшая задача политики - представительство. "Не чувствуете себя представленными? Так я за вас скажу. Громко скажу, чтобы все услышали. И самое главное - вы сами слушайте меня. Ведь я вашенский, а не ихний".
В этой связи есть два типа популистов по языку и характеру самопрезентации: "Популист - братан" и "Популист - подружка". Братан ("Барт") и его субразновидность "мощный дед" ("Эйб") - это хулиган. Человек, уверенный в себе, диктующий. "Сеня, пошли пивка дернем - Как не хочешь? Не говори глупости. Все хотят и ты хочешь. Мамка заругает? Тебе, Сеня, вообще-то за 40. Какая мамка? Сам заругай кого угодно. Вот, например, хмырь какой то идет на галстуке и на шарфе, пошли ему по морде дадим после пива", - и подмигивает хулиганским глазом.
Это популизм искушения. Политика "А и вправду, фигли стесняться. Они не стесняются - и я не буду". Трамп, Тьерри Боде - новая голландская звезда, Маттео Сальвини, мэр Барселоны Ада Колау, которая к оградкам банка себя приковывала и в сквотах жила, Берни Сандерс, Болсонару, Пашинян, Фургал. Их много таких.
Они бывают мужчинами, женщинами, правыми, левыми. Ленин такой был, полагаю, по политической манере и по политическому языку. Всегда понятно, что они хотят сказать и чем они привлекают.
"Подружка" - "Лиза" - фокусируется не на решении - быстром, легком - как таковом, а на процедуре его поиска и соблюдении всех формальных правил. "В законах написано, а вот эти украли у нас соблюдение законов". И му, и хрю. И все это дико тоскливо и однообразно. Эти люди даже легализацию проституции и наркотиков предлагают с таким видом и такими словами, как будто они вас на "Тотальный диктант" позвали.
Их проповедь: "есть идеал государства, и правила, которые его описывают. Если мы будем их соблюдать досконально, то все выиграют". А растленная политическая элита что-то там "монополизировала", и "необходимо дать доступ к принятию решений, прописанный в Конституции". Их отличительная особенность - страсть к референдумам, уход - в том числе и в языке - от прямой личной ответственности, бесконечная апелляция к тому, что они вот тут не случайно, а для людей и от людей. И они сами тоже вот люди.
Это - все эти бесконечные левые университетские популисты США и Европы от Греции до Испании с Португалией. Макрон с его "Большими дебатами" как средством решить проблему желтых жилетов, Ле-Пен - постаревшая и поглупевшая отличница из хорошей семьи крутого в прошлом "Барта", Фарадж - зануда, Коновалов хакасский, Горбачев, наверное. Про них - блестящий итальянский фильм "Закону тут не место" и сериал "Слуга народу".
Этих ребят не ухватить за язык, и непонятно, о чем они и зачем они. За все хорошее? За законы? За уважение к чужому мнению? За прогресс? Кто же против. Они успешны электорально именно поэтому, что все за. Но именно их неуловимость смысловая конечная и создает для них риски.
Крючкотворство и формализм создают проблемы для простых людей не в меньшей, а в большей степени чем для элит. Обсуждением будущих решений - "большими дебатами" никогда не заменить плоды решений здесь и сейчас. Да, они могут понравиться, но отсутствие обаяния хулиганов, харизмы, создает предпосылки для снижения рейтингов существенно более быстрого, чем у среднего "Барта".
Зеленский - чистый такой тип. "Лиза Симпсон", завоевавшая в драмкружке школьную славу. Популярность он получил, победить - быстрее всего - сможет, удержать рейтинг получится, только если он будет совершать поступки, резкие, раздражающие, прямо социологически неоправданные. А вот это "Нам выгодно распустить Раду, но будем действовать по закону" и "Для части населения Бандера герой" - это все путь к двоекратному снижению рейтинга в первые полгода".