Ruptly / YouTube
"Ну что, "Марш матерей" прошел, оценки, как обычно, разнятся в диапазоне от плюс до минус бесконечности: кто-то говорит о "полном провале", кто-то о "победе гражданского общества". Даже по численности официальные и журналистские цифры расходятся на порядок: МВД оценило количество участников в 150-200 человек, организаторы и некоторые СМИ - в 1,5-2 тысячи", - пишет социальный психолог "Живом журнале".

"Прежде всего надо отметить, что погода вчера была жуткая - дождь к вечеру лил не переставая, похолодало. Погода явно выступила на стороне режима. То, что и в таких условиях пришло больше тысячи человек - уже неплохо. Я, хоть и собирался, прийти так и не смог, к сожалению - аврал на работе. Очень жалко.

Из всех многочисленных претензий к участникам и организаторам шествия одна мне кажется самой странной - почему, мол, призывают маршировать только за двух каких-то девушек, Павликову и Дубовик? Разве, мол, они одни сидят невинно? Такого рода упреков я прочитал за эти два дня несколько, наверно, десятков в самых разных блогах.

Что интересно, все упрекающие почему-то ограничиваются только констатацией и никогда не делают самого вроде естественного продолжения - типа "так давайте тогда выйдем и потребуем свободы всех невинно сидящих детей!" Нет, нифига. Логика у всех этих радетелей почему-то прямо противоположная: "Да, Павликова и Дубовик сидят невинно, но кроме них наверняка еще много невинно посаженных детей - ПОЭТОМУ лучше вообще никуда не ходить и никого из детей не поддерживать, пусть сидят и дальше".

Только руками развести.

Но, по всей видимости, это часть более общей позиции - "в мире так много всякой несправедливости, столько людей безвинно страдают, что спасать, бороться за каких-то отдельных конкретных людей было бы НЕСПРАВЕДЛИВО: мы их спасем, а остальные как же? Они чем хуже?! Поэтому давайте лучше не будем спасать никого".

И это уже глобальный, философский упрек вообще всем тем, кто бьется, опротестовывает нечестные приговоры, вытягивает людей из тюрем, помогает бедным, добивается посадки конкретных коррупционеров. Все эти борцы, получается, нарушают всеобщую гармонию, предоставляют одним преимущества за счет других. Вытянул бедолагу из тюрьмы - а остальные страдальцы? Помог одному бедняку - а другие, его соседи? Посадил одного взяточника - а другие взяточники что, пусть воруют?!

Такая вот "концепция недеяния" по-российски. Русский буддизм. Мы не просто сидим дома и спокойно реагируем на мерзости - мы оберегаем порядок и справедливость: освободят двух девочек из камеры, куда они попали почем зря - а другим девочкам и мальчикам, которые тоже где-то сидят, будет обидно, почему не их освободили".