"Ну что ж, тоже взгляд на литературу. Были писатели прогрессивные и реакционные, теперь писатели с винтовкой и без. Без винтовки, пишет Прилепин, про всякие там слезинки ребенка - это неправильные писатели. (А ведь мы неплохо говорили с ним еще до событий на востоке Украины - обсуждали возвращение прямых выборов в Нижнем Новгороде, находили общий язык. Но темпора и морес теперь совсем другие.)
Кто бы спорил, взгляд не нов. Еще когда Лев Толстой требовал прекратить смертные казни в империи, ему ответил Победоносцев из Синода: мол, неправильный у вас, Лев Николаевич, Христос, расслабленный какой-то, то ли дело у нас, у государства - мускулистый бодрячок.
Ничто не ново, да. Мы по-разному понимаем выражение "литературный генерал".
В мировой истории совсем недавно уже были примеры, когда писатели воспевали войну. Не защиту Родины, а войну. Как здорово лететь и бомбить вражеский город, как при этом хочется петь от счастья. Италия, начало XX века. СССР, 30-е годы. В обоих случаях дело закончилось очень скверно: в одном - фашизмом и Второй мировой, во втором - тоталитаризмом и Второй мировой.
Александр Сергеевич это понимал куда лучше Евгения Николаевича.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич".