"Основная ассоциация, возникающая при просмотре этой семейной фантастической комедии, - погружение в мутную пресную воду, где периодически перед маской проскакивают разукрашенные рыбы, живые и не очень. Сто и один процент полотна занимает неубедительное повествование, насквозь лживое исторически, дефектное психологически, совершенно бессмысленное и лишенное внятной композиции. Кругом вопросы "почему?".
Почему Николай испытывает страсть к плохо показанной Матильде? Как это следует из периодических девственных поцелуев персонажей, в остальном лишенных характера и превращенных в статистов, как это следует из псевдоэротических сцен, ибо на настоящую эротику автору не хватило решительности? Почему Николай в результате женится на столь же пресной Аликс? Кто этот агент охранки и в чьих интересах он пытается расстроить отношения Николая и Матильды? Кто этот невнятный персонаж, которого опять же неизвестно кто пытает в колбе с водой, дабы заполнить пустые места при монтаже пленки (это единственное объяснение)? Почему Матильда, наконец, так ревнует Николая - любит ли она его (чего не скажешь по ее инертной игре) или просто хочет стать императрицей (чего по той же игре не скажешь)?
Нет ответа. И нет его не потому, что режиссер хочет оставить этот ответ зрителю, - просто он исходно не задается такими вопросами; он делает пошлое экспортное кино, где количество костюмов и интерьеров в стиле рашн деревяшн и качество балетных сцен, где безликая героиня "тонкой ножкой ножку бьет", значит много больше, чем художественная составляющая.
Так надо ли смотреть этот фильм? Надо. Потому что в нем есть и другая неучтенная героиня - Поклонская. Роль ее неоднозначна, но очень серьезна. Если бы не она, этот фильм традиционно воспринимался бы как отработка гранта какого-нибудь министерства культуры или даже патриархата. Ведь Николай Второй, человек в действительности жестокий, неумный и недальновидный, предстает в нем фигурой трагической и романтической, - а тут и до святости недалече.
Не будь этого странного, беспредметного скандала с террористическим уклоном, ни одному здравомыслящему человеку бы не пришло в голову искать в фильме Учителя нечто, условно говоря, "либеральное" - ведь это православно-патриархальная клюква, да еще и снятая человеком, открыто поддержавшим в 2014 году присоединение Крыма. Главная героиня "Матильды" Наталья Поклонская учит нас: в условиях современной России не стоит рассчитывать на прогнозируемый результат. Даже если ты снимаешь нечто богоугодное".