"Десять дней назад, когда мы с Юрием Алексеевичем разговаривали у него дома в Петрозаводске, ничто не предвещало, что судья Марина Носова его оправдает. Мне кажется, сам Дмитриев всерьез опасался, что его могу закрыть, раз прокуратура запросила 9 лет строгого режима. Я же все-таки надеялась, что "выстрелит ржавое ружье", по "порнографии" Дмитриева оправдают, а зачтут за отбытый срок по обвинению о хранении "ржавого ружья". Но вслух я это Юрию Алексеевичу не говорила, боялась сглазить.
Попробую объяснить, почему, я все-таки надеялась, что его оправдают?
Совершенно невиданный случай, когда обвиняемому по такой статье меняют арест на подписку о невыезде. Это раз. Второе - невиданная солидарность совершенно разных людей от Натальи Солженицыной до Леонида Федорова. Все эти люди, ВИПы от культуры, литературы, театра и кино и даже два священника РПЦ не поверили в виновность Юрия Алексеевича и своими репутациями за него вписались и это очень много!
Дмитриев, отвечая на мой вопрос, как он относится к этой небывалой солидарности, ответил в присущем ему стиле, чуть иронично: "Меня порадовало, что столько много бесстрашных людей у нас в стране. Они же понимают, что все их фамилии заносятся в какой-то там реестр. При известном желании за этим сообществом можно установить наблюдение, а то и вовсе его прихлопнуть. Так много людей хороших".
Третье: осмелюсь предположить: "заказчик" "дела Дмитриева" не столь могущественный, как у Кирилла Серебренникова и поэтому удалось таки его вытащить.
И наконец, адвокат Виктор Ануфриев дал судье возможность Дмитриева оправдать по главным обвинениям, он предоставил все доказательства его невиновности, разоблачив первую недобросовестную экспертизу, допросил квалифицированных специалистов, а за его спиной за Дмитриева хлопотали "ходоки" от гражданского общества от Александра Архангельского до Ксении Собчак.
И эта схема сработала. Почему? Думаю, сыграли выборы, безупречность фигуры Дмитриева, не самое высокое положение "заказчика" из силовых структур, а также может быть, Волокламск, Кемерово, поскольку, когда все так плохо в стране со всех сторон, нужны же и хорошие новости. Вот власть эти новости и попускает.
Значит ли это, что подобная схема может сработать в других делах, когда человек также невиновен, как Юрий Дмитриев, а его невозможно вытащить из лап правосудия?
Нет, как показывает практика, не существует идеального рецепта. Но урок "дела Дмитриева" огромен: гражданское общество должно не оставлять усилий, даже когда кажется, что ничего не получится.
Как, например, в случае с Алексеем Малобродским. Вытащить его из тюрьмы под домашний арест также возможно, как оправдать Дмитриева. Просто нужно, чтобы кто-то этого очень захотел. Как больше года назад захотели свободы для Дмитриева замечательные преподаватели и ученики Международной киношколы, фотограф и журналист Виктория Ивлева, записавшие десятки интервью с защитниками Дмитриева, журналист из Петрозаводска Анна Яровая, освещавшая все заседания суда, и тысячи других неравнодушных людей.
Они требовали невозможного в нашей стране - оправдательного приговора. И у них получилось".