www.nytimes.com

Бывший офицер охраны президента Украины Николай Мельниченко, утверждающий, что сделал аудиозаписи некоторых разговоров Леонида Кучмы, в интервью газете The New York Times обвинил украинского лидера в присвоении как минимум миллиарда долларов в личных и политических целях. Мельниченко заявил, что аудиозаписи, которые он делал с 1998 года, подтверждают, что "на Украине нет большего преступника, чем Кучма".

В интервью, опубликованном сегодня, Николай Мельниченко изобразил Леонида Кучму как лидера настолько могущественного, что он может вызывать прокуроров, налоговых чиновников и руководителей служб безопасности и давать им противозаконные приказы. К примеру, поручить им обеспечить показатели для победы на последних президентских выборах в 1999 году, возбудить уголовные дела в отношении оппозиционных лидеров или "уничтожить" бизнесменов, поддерживающих его политических противников.

Бывший охранник сказал, что глава государства установил для верных ему олигархов и бизнесменов систему так называемой "крыши", то есть защиты, за что последние выплачивали миллионы долларов наличными доверенному банкиру Леонида Кучмы, члену украинского парламента Александру Волкову. "Все, кто работает на нас, должны платить за "крышу", - процитировал он президента. - Одно из величайших зол, которые причинил стране Кучма, - это превращение Украины в зону собственного рэкета".

Помимо вымогательств и подтасовки итогов выборов, Мельниченко на основании подслушанных разговоров обвинил президента в организации покушения на соперника на прошлых выборах Наталью Витренко и исчезновении оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе.

Когда он завершит расшифровку сотен часов аудиокассет, вывезенных им за рубеж прошлой осенью, сказал Мельниченко, он сможет доказать факты коррупции на высоком уровне, а также репрессий и актов насилия, в которых обвиняет Кучму. По словам офицера, пока он не собирается обнародовать новые стенограммы, поскольку дожидается результатов независимой экспертизы, которую проводит Международный институт прессы в Вене при содействии американской организации Freedom House. Как пишет газета, экспертизе подвергнуты "сотни часов записи, которые Мельниченко предоставил за последний месяц". В то же время бывший офицер отказался сообщить, делал он записи один или ему помогал еще кто-то из офицеров охраны. Однако он описал "атмосферу цинизма и наушничества в ближайшем окружении Кучмы, где офицеры охраны записывают разговоры друг друга и предоставляют президенту доказательства, что их коллеги вовлечены в коррупцию".

Николай Мельниченко сообщил, что его легальное пребывание в стране, где он сейчас скрывается, истекло в минувший вторник. Теперь он намерен просить США или Великобританию защитить его семью.

Это первое интервью, которое бывший офицер дал печатному изданию за последние три месяца, в течение которых скрывается за границей. Ранее, сообщает НТВ со ссылкой на "Интерфакс", Мельниченко дважды выходил на связь по телефону с украинской службой "Радио Свобода". Он звонил через несколько телефонных линий, чтобы его не могли засечь украинские службы безопасности, "которые пытались его вычислить и вынудить вернуться, чтобы привлечь к уголовной ответственности за незаконное прослушивание кабинета Кучмы".